В следующем году пермяки планируют отметить 80-летие со дня открытия трамвайного движения. Однако существует опасение, что торжество будет омрачено отсутствием самого "юбиляра" - трамвая, который, подобно линейкам, омнибусам и дилижансам, рискует навсегда исчезнуть с инфраструктурной карты города и стать музейным раритетом.
Изоляция путей
Вся вторая половина прошлого века прошла под знаком интенсивного развития наземного электротранспорта. Пермь гордилась своими достижениями: протяженность трамвайных путей достигла 110 километров, было построено шесть тяговых подстанций, один за другим закупались новые вагоны КТМ-5МЗ с мягкими сиденьями и индивидуальным обогревом каждого кресла. Ежедневно на маршруты выходило более 180 трамваев, на долю которых приходилось около 50 процентов всех пассажирских перевозок миллионного города.
В начале XXI столетия выяснилось, что прежняя транспортная инфраструктура себя изживает: она перестает быть безопасной и управляемой. Дело в том, что из 110 километров трамвайной сети города 47 километров совпадает с проезжей частью автомобильного транспорта. Сегодня, когда машина есть едва ли не в каждой пермской семье, это означает нескончаемые аварии на рельсовом полотне, пробки, заторы и длительные простои. Обнаружив, что автобус в условиях сложного трафика гораздо маневреннее, народ стал постепенно пересаживаться в теплые МАНы и "мерседесы". Поэтому в 2007 году услугами трамвая воспользовались всего 7 процентов пермяков.
- В том, что наш пассажиропоток резко снизился, виноваты дублирующие транспортные средства, - убеждена начальник отдела эксплуатации трамвайного депо №2 Нина Белова. - К примеру, на участке от ипподрома до шоссе Космонавтов работает несколько автобусов и маршрутных такси, которые забирают наших пассажиров. Трамвайные вагоны не в состоянии с ними конкурировать. Понятно, что в этой ситуации народ предпочитает теплый автобус или пассажирскую "Газель".
Директор трамвайного депо №1 Александр Темников считает, что для немедленного исправления ситуации необходимо обособить трамвайное полотно:
- Для нас самый сложный участок в Перми - перекресток улиц Ленина и Куйбышева. По сути, ежедневный трамвайный ступор начинается именно там и тянется вплоть до цирка. Мое мнение: необходимо принять волевое административное решение и изолировать эти трамвайные пути. Это не означает, что нужно немедленно перенести полотно на улицу Советскую или Коммунистическую: в конце концов, люди привыкли к трамвайным остановкам в центре города, не следует лишать их этого блага. Но по всей центральной части Перми, кроме перекрестков, необходимо поставить бордюры вдоль рельсов. Став обособленными, трамваи смогут увеличить скорость движения в полтора - два раза. Нечто подобное я видел в Волгограде. При этом надо объявить трамвай приоритетным видом транспорта, а автомобиль вывести на периферию дорожного потока. И сделать все это необходимо в кратчайшие сроки, иначе вскоре город просто встанет.
Со своим коллегой не согласен заместитель гендиректора по эксплуатации МУП "Пермгорэлектротранс" Виталий Басс:
- Обособить полотно можно лишь в случае серьезной реконструкции дорожной сети. Это долгий и затратный процесс. На мой взгляд, сегодня эффективным способом регулирования дорожных потоков может стать знак особого предписания 5,14, поставленный на полосе маршрутных транспортных средств.
Тариф: игра на понижение
В центральной диспетчерской службе города существует журнал, фиксирующий все простои трамваев на линиях. Пролистав его, корреспондент "РГ" обнаружил, что, к примеру, 25 декабря 2007 года общее время простоя пермских трамваев составило более 17 часов. Самые уязвимые участки - сад Горького, цирк, пересечение улиц Куйбышева и Ленина, а также Луначарского и Борчанинова.
- Всего за прошлый год в зоне трамвайных путей произошло 125 аварий, повлекших по 10 и более часов простоя трамваев, - констатирует Виталий Басс. - Из-за этих ДТП наши потерянные доходы приблизились к 850 тысячам рублей.
Каждый случай вынужденного простоя - это повод для обращения в суд. Ежеквартально юристы "Пермгорэлектротранса" готовят десятки судебных исков против виновников аварий. Однако и работа с экспертами, и сами тяжбы длятся невыносимо долго. Так, в 2006 году было оформлено более пятидесяти исков, однако по двадцати одному заявлению процесс до сих пор не завершен. К тому же пассажиру трамвая, оказывавшемуся заложником дорожной ситуации, от этих компенсаций ни тепло, ни холодно: его-то упущенная выгода никем не просчитывается. Самое большее, что ему могут предложить, - это написать заявление в управление электротранспорта. Там после проверки билета можно получить свои 8 рублей обратно.
- Я убежден, что помочь нам могут отдельные экипажи ДПС, которые будут выезжать только на те дорожные происшествия, что связаны с простоем пассажирского транспорта, - говорит Виталий Басс. - Такие экипажи необходимо создать во всех районах Перми, кроме Кировского и Орджоникидзевского. Мне уже доводилось обращаться с этим предложением и в ГИБДД города, и в комитет по транспорту администрации Перми, но пока что наши переговоры ни к чему не привели. И еще надо усилить воспитательную работу среди водителей, объясняя им, что трамвай - это, как ни странно, тоже транспортное средство.
- Мы знаем, что общая водительская культура очень низкая, - соглашается начальник отдела пропаганды УГИБДД ГУВД Пермского края Артур Гайнанов. - Автомобилисты могут подрезать трамвай, встать на его полосе, не предоставить преимущество в движении. С такими горе-водителями мы проводим разъяснительную работу, пресекаем их выходки, предупреждаем. Штрафуем, наконец. Кстати, штрафы эти отнюдь не шуточные: от тысячи до полутора тысяч рублей. Однако рассчитывать на то, что столь строгие санкции могут быстро поменять психологию водителей, мы не можем.
Прогноз неблагоприятный
Еще одним механизмом, способным повысить конкурентоспособность трамвая, в "Пермгор-электротрансе" считают разницу в тарифах: поездка в нем должна быть существенно дешевле, чем в автобусе. Сегодня и тут, и там цена билета составляет 8 рублей. И если частные автоперевозчики настаивают на ее увеличении, грозя в случае чего даже протестными акциями, то руководители электротранспортного предприятия предлагают заморозить тариф, сохранив при этом компенсацию в разнице между стоимостью проезда и его себестоимостью. Это ни много ни мало - по 4 рубля на каждого пассажира.
Однако идея дифференцированного тарифа пока что не находит полной поддержки в среде депутатов Пермской городской Думы: изучив разные методики экономического расчета, те пришли к выводу, что стоимость поездки в трамвае в этом году все-таки вырастет до 10 рублей, а компенсация убытков, наоборот, будет снята. Во всяком случае, такая статья расходов уже не заложена в бюджет второго квартала восьмого года.
Сумма общих убытков МУП "Пермгороэлектротранс" в 2007 году составила, по данным "РГ", порядка 200 миллионов рублей. Сегодня это предприятие существует исключительно за счет городской казны, выделяющей деньги буквально на все - от ремонта подвижного состава до зарплаты сотрудников. При этом, несмотря на декларации властей о том, что трамвай как вид транспорта непременно будет сохранен, все - от вагоновожатых до персонала депо - чувствуют себя пасынками в своем городе. За два последних года было приобретено всего шесть новых вагонов, тогда как 90 процентов парка нуждается в срочном обновлении. Кроме того, нужны средства на ежегодную замену 10 километров трамвайных путей. Много вопросов остается и с социальными проездными документами - пока что их стоимость включают в строку общих убытков, но где гарантия, что завтра все не изменится? Не способствует оптимизму и затянувшаяся остановка в работе шестого маршрута: пока шла реконструкция проспекта Революции, о нем успели забыть. Если к этому добавить повсеместное исчезновение второго вагона, то можно признать: прогноз в отношении будущего пермского трамвая весьма неблагоприятный. Мечты о трамвае желаний - высокоскоростном, комфортабельном, оснащенном современными информационными табло - разбивается о суровую действительность.
Если он уйдет - это навсегда
Итак, сегодня в краевом центре на восемь десятков автобусных маршрутов приходится всего одиннадцать трамвайных. Пермь, по сути, проходит тот же путь, что некогда прошли Берлин и Париж, отказавшиеся было от наземного электротранспорта, но спустя годы вернувшие его в дорожные схемы. Нам в этом смысле сложнее: если трамвай исчезнет, возвратить его будет очень сложно. В городе нет (и в ближайшем будущем не предвидится) ни метрополитена, ни двухуровневых развязок. Рельсовое полотно в центре будет, скорее всего, разобрано. А потом… Умрет трамвай - его место займет сотня автобусов. Но скоро и их не будет хватать. Ведь одно дело - автобусный салон на 100 пассажиров, и совсем другое - вагон с максимальной вместимостью 200 человек. К тому же городской электропоезд занимает минимальное количество дорожного полотна на одного пассажира. Наконец, не стоит забывать об экологии. Исчезнет трамвай - и город задохнется от машин в прямом и переносном смысле.