Родители двух девчушек из Атемарской средней школы уехали на заработки еще семь лет назад, а в школе №1 Лямбирского района учится девочка, которая уже пять лет живет без родителей. Но о таких детях, оказавшихся в очень трудных ситуациях, в органах опеки и попечительства узнали только от проверяющих из прокуратуры Республики Мордовия.
Многие органы власти этой поволжской республики, по долгу службы обязанные проявлять особое внимание как к детям, временно оставшимся без попечения родителей, так и к тем, кто живет вместе с ними, этим долгом пренебрегают. К такому выводу пришла республиканская прокуратура, проверив соблюдение соответствующего законодательства.
- Население нашего региона в силу ряда объективных причин очень мобильно, - рассказала корреспонденту "РГ" пресс-секретарь прокуратуры Республики Мордовия Антонина Девятаева. - Главная - это близость к российской столице, куда очень многие люди отправляются на заработки, величина которых не сравнима с размером местной зарплаты. Порой они живут там годами, лишь изредка приезжая на малую родину.
В результате зачастую без присмотра остаются несовершеннолетние дети таких "трудовых мигрантов". Заботу об их воспитании берут на себя бабушки и дедушки, другие родственники, близкие и дальние. Российское законодательство в этих ситуациях предусматривает проведение постоянного контроля за соблюдением законных прав таких детей, особенно тех, которые находятся в социально опасном положении, возлагая ответственность за ведение этой работы на органы опеки и попечительства.
Но для того чтобы контроль был действенным, эти органы должны как минимум знать о существовании таких детей, вести их учет и, как велит закон, определять форму их устройства, исходя при этом из конкретных жизненных обстоятельств. Кроме того, образовательные учреждения тоже обязаны выявлять несовершеннолетних и семьи, оказавшиеся в социально опасном положении, оказывать таким семьям помощь в воспитании и обучении ребят, ставших сиротами "на время". А координирующим органом в таких случаях являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Прокурорская проверка также показала, что в большинстве районов республики эти требования законодательства выполняются далеко не в полном объеме. К примеру, майская ревизия выявила более 1300 несовершеннолетних, проживающих отдельно от родителей. Но, вопреки закону, информация о большинстве этих ребятишек (как правило, по вине администраций образовательных учреждений) так и не дошла до органов опеки многих районов. Впрочем, последние, похоже, и не горят особым желанием такую информацию заполучить.
К примеру, в Старошайговском районе из 35 семей родители выехали за пределы республики. Но под опеку не попал ни один ребенок из таких семей. Администрация школы № 26 Рузаевского района еще в декабре прошлого года направила в орган опеки информацию о детях, временно оставшихся без родительского присмотра, но даже через полгода опека над ними так и не была установлена. А в Ленинском районе столицы республики из 144 детей, нуждающихся в опеке, под нее попали только два (!) ребенка.
Такая безнадзорность детей, по данным прокурорской проверки, приводит к тому, что они зачастую не ходят в школу, постоянно конфликтуют с законом, совершают как мелкие правонарушения, так и тяжкие преступления.
- Профилактикой детской безнадзорности согласно законодательству должны заниматься несколько административных структур, - резюмирует Антонина Девятаева. - Но, как показала наша проверка, у семи нянек дитя по-прежнему оказывается без глазу. А такое положение постоянно приводит к тому, что нарушаются и права детей, и сами они зачастую нарушают права других, совершая те или иные правонарушения.
Кроме того, в ходе проверки выявлены случаи, когда права детей нарушались и самими родителями. Десятиклассница Луховского лицея долгое время, имея обоих родителей, которые постоянно пьянствовали, жила с бабушкой и дедушкой, находилась на их иждивении. А соответствующие органы и сотрудники лицея оставались в счастливом неведении о том, в какой ситуации оказалась девочка. И узнали о ней только тогда, когда та самостоятельно обратилась в комиссию по делам несовершеннолетних с просьбой лишить своих отца и мать родительских прав (!). Не знали ни в районной Комиссии по делам несовершеннолетних, ни в Зубово-Полянской школе и о том, что мать Вити Амелина регулярно избивает сына. Да еще использует в качестве средства воспитания раскаленный утюг, о чем стало известно только после того, как мальчик попал в больницу с ожогами спины и поясницы.
Увы, но и те, кто призван сеять разумное, доброе, вечное, тоже порой занимаются рукоприкладством. Учительница физики саранской школы № 11 прямо во время урока ударила, причем не по одному разу, двух своих учениц. А администрация школы скрыла этот факт от правоохранительных органов. Во время своего урока распустила руки и преподаватель физкультуры 40-й школы столицы республики, причинив, как сказано в соответствующем протоколе, телесные повреждения одной из девочек.
По результатам этой массовой проверки того, как соблюдаются в республике в отношении детей положения Всеобщей декларации прав человека, Конституции Российской Федерации и Закона РФ "Об образовании", прокуроры выявили более 1800 нарушений! В целях их устранения внесено 356 представлений, опротестовано 415 незаконных правовых актов, чиновникам объявлено 74 предостережения о недопустимости нарушения закона, в суды направлено 65 исков, возбуждено 43 административных производства и шесть уголовных дел. Соответствующее представление внесено и в республиканское министерство образования.