10.01.2008 01:00
    Поделиться

    Евгений Трефилов: Когда надо давать результат, приходится иногда за глотку взять человека

    Гандболистки завоевали для России последнее "золото" чемпионатов мира в прошлом году

    Выкроить часик для спокойной беседы главному тренеру команды-победительницы, завоевавшей кроме титула чемпионок мира первую в истории российского женского гандбола путевку на Олимпиаду, Евгению Трефилову не удавалось долго.

    Шквал приглашений на празднества, победный исполком Союза гандболистов России и подготовка к очередному матчу первенства страны во главе подмосковного клуба "Звезда" не оставляли ни малейшего промежутка. Но трудности были преодолены и разговор состоялся.

    О Франции и жалости

    РГ : Успели барышни по магазинам сходить, закупиться?

    Трефилов : Успели. Правда, один раз чуть не проиграли из-за того, что вот так отдыхали накануне игры. Пожалел я их. А жалость - это самое страшное. В следующий раз придавил команду маленько. И результат: мы играем тяжелую игру, но в концовке выглядим посвежее соперниц. И выигрываем. Турнир длинный, очень тяжело 17 дней держать себя в хорошей форме. 100 процентов готовности не сохранишь по-любому. Но надо быть хотя бы на среднем уровне. Удается удержать процентов 60-70, лучше, конечно, 80- уже здорово, уже, считай, что ты вылез. А вот в Швеции на чемпионате Европы в прошлом году у меня, наоборот, дикий спад был от того, что я такой сердобольный чудак на букву "м".

    РГ : Ну как же с девушками - и так безжалостно?

    Трефилов : А потом эти же девушки встают и говорят: а чего ж ты нас, когда надо было изнасиловать, пожалел. Вот когда суровость есть, но нет результата, это самое страшное. Но когда есть результат - они простят все. Даже некоторые вещи, которые, казалось бы, немножко жестковато прошли. А когда этого нет, они начинают считать тебя идиотом.

    РГ : Мужики так же себя ведут?

    Трефилов : Все люди одинаковые. И мужики такие же. Со всеми тяжело, вообще с людьми тяжело работать. Потому что к каждому или нужно как-то приспосабливаться, или просто чисто по-человечески понимать. Найти какие-то точки соприкосновения.

    О женихах и славе

    РГ : Кстати, золотые медали, завоеванные девушками, на количестве женихов отражаются?

    Трефилов : Может, и отражаются. Только нашим барышням выбирать особо негде и некогда. По дискотекам они не ходят. По барам не ходят. Они все время на работе. Три дня вкалывают, а четвертый выходной: отсыпаются или по магазинам - за необходимыми мелочами типа штукатурки для лица.

    РГ : А как же они личную-то жизнь все-таки устраивают?

    Трефилов : Через друзей знакомятся. Подружка жениха нашла, сразу вопрос: а нет ли у него приятеля? Есть! И такой симпатичный. Вот и пошла вода в хату. Молодежь найдет вариант все равно.

    РГ : И каких браков больше - счастливых или не очень?

    Трефилов : По моим наблюдениям, первые браки практически у всех не слишком удаются. Потому что в спорте как: она сидела-сидела за забором, ее выпустили, она первого ухватила - мое. А оказалось - не ее. Ведь надо посмотреть человека, присмотреться, потому что жизнь не просто так. А во втором браке она уже осознанно выбирает, и гораздо удачней.

    Половой вопрос

    РГ : Надо забывать тренеру о поле своих воспитанниц? Вот для вас, конкретно, они абстрактные бесполые игроки в гандбол или все-таки женщины?

    Трефилов : Женщины, конечно. Но на работе надо постараться немножко забыть это. А после работы - пожалуйста. После работы со всеми нормальные отношения. Без этого коллектива не будет. Хотя в последнее время стараюсь в их личную жизнь не лезть.

    РГ : А по какой же причине? Надоело?

    Трефилов : Понимаете, дистанция между тренером и игроком все же должна быть. Но если лезешь в личную жизнь, она немножко сокращается. И дружба иногда мешает. Ведь когда надо давать результат, приходится иногда за глотку взять человека. В этом случае он разворачивается и говорит: мы же с тобой друзья. Так что дистанция должна быть. Без нее не получается.

    РГ : Что вы запрещаете категорически своим?

    Трефилов : Врать. Мне легче работать с человеком, который искренен. Если он даже что-то неправильно делает, я его понимаю. А вот когда начинает ерзать, юлить, я не понимаю, что с ним делать. А он не понимает, для чего он это делает. Получается нулевое сотрудничество. Это мне, естественно, очень не нравится. Второй момент - они должны быть скромными, и я должен быть достаточно скромным. Бог всех видит, всех отметит. Надо понять, что немного выглядишь идиотом, когда выпячиваешься. Этого я не люблю.

    Не женское это дело. Или женское?

    РГ : Есть такое мнение, что большинство видов спорта, которыми сейчас занимаются женщины, женскими не являются. Что это надо запретить и туда не пускать никого, кроме мужчин...

    Трефилов : В принципе, согласен. Женщины - грациозные, красивые, счастливые, но когда они борются, например, на ковре, то с грацией тяжеловато. А когда боксируют, тут ее просто нет. И у меня точно так же. Крути - не крути, а на поле пытаюсь сделать из них мужчин. Я заставляю драться.

    РГ : И как вы сами к этому относитесь?

    Трефилов : Сейчас уже нормально, раньше казалось, что неправильно делаю. Но наш вид не самый контактный, не самый болевой. А если им правильно пользоваться, гандбол вроде бы не особо уродует. Если конституция была заложена стройной, она такой и останется. Я открыто говорю: хочу, чтобы вы на поле были полумужчинами, хотите - мужчинами. Потому что идет драка, обыкновенная война. А в войне участвовали мужики. Одна, по-моему, женщина Жанна д, Арк поучаствовала - и ту сожгли на костре. Хотя, возможно, было бы лучше, если бы я фифочек воспитывал.

    РГ : Ну, нам бы, мужикам, удобнее было.

    Трефилов : Я надеюсь, что мужикам и так удобно с ними. Я с женихов своих подопечных калым требую за то, что я им жен воспитываю. По два барана за каждую. А что? Девушки при наградах, с хорошей зарплатой. И не самые дурные фигуры. Какие еще вопросы!

    Не могу сказать "люблю"

    РГ : Вы столько лет тренируете женские команды. А вне спортивного зала вы по-другому к женщинам стали относиться?

    Трефилов : Я никогда не задумывался об этом. Люблю свою дочь, люблю свою жену. Но слова "люблю" она от меня уже 28 лет ждет, а я так и не сказал.

    РГ : Почему?

    Трефилов : Оно настолько затаскано... Его может каждый дворник произнести. Мне кажется, надо делом доказывать это. Что-то такое делать, чтобы человек поверил, что ты к нему относишься очень хорошо.

    РГ : Что-то полезное в хозяйстве сделать, или какой-то красивый жест типа миллиона алых роз?

    Трефилов : Я же скупердяй. Куплю миллион алых роз и начну думать, сколько бабок пропало! Все ж потом на помойку пойдет!

    РГ : Кран починить?

    Трефилов : Нет. То есть починить могу. И пол, скажем, могу перестелить. Руки откуда надо выросли. Но главное, чтобы ей спокойно жилось, чтобы дети были устроены, чтобы образование и квартира у них были. И вторая половина в этом случае поспокойнее будет жизнь воспринимать.

    Поделиться