А по прогнозам некоторых экспертов, в течение года она может подняться до 150 и даже 200 долларов за баррель. Главный вопрос - как это скажется на России, одном из основных поставщиков нефти?
При этом и раньше, и сейчас раздаются призывы начать поскорее тратить "нефтедоллары" - пустить их на инфраструктурные проекты, немедленно повысить пенсии и зарплаты. Но такой единовременный вброс денег в экономику, независимо от того, как это будет сделано, приведет к всплеску инфляции, который мгновенно обесценит доходы и сбережения граждан. А значит, в итоге они от этого только проиграют.
Что же касается цен на нефть, то сценарий их повышения до 200 долларов за баррель все-таки маловероятен. Он возможен только в случае каких-либо крупных геополитических потрясений. Но столь высокая цена на нефть может быть только временной, потому что ее просто не выдержит мировая экономика. И, по официальным прогнозам правительства, в среднем нефть будет стоить в этом году в пределах 74 доллара за баррель. Это выше, чем в 2007 году, но ниже, чем текущая цена на нефть. Впрочем, не исключено, что она останется и на нынешнем уровне, то есть около 100 долларов.
Если учесть, что в этом случае повысятся и привязанные к нефти цены на газ, то дополнительные доходы российской экономики в целом составят примерно 90 миллиардов долларов, или более 5 процентов ВВП.
При этом 23 миллиарда долларов, или примерно 1,5 процента ВВП доходов, получат отечественные предприятия. Причем речь идет не только о нефтяном и газовом секторе, эти деньги распространятся по всей экономике. А значит, мы можем прогнозировать и дальнейший рост зарплат.
Дополнительные доходы бюджета при цене нефти в 100 долларов за баррель составят 68 миллиардов долларов.
Однако большая часть "нефтегазовых" средств, согласно новой редакции Бюджетного кодекса, все-таки не попадет напрямую в бюджет. Средства будут зачислены на счета специального единого счета нефтегазовых доходов, который заменит действующий Стабфонд. Как известно, Стабилизационный фонд 1 февраля 2008 года будет разделен на две части. Его преемники - Резервный фонд и Фонд благосостояния - будут пополняться за счет экспортных пошлин на нефть, газ, нефтепродукты, а также НДПИ. Прежде эти средства поступали в федеральный бюджет, а излишки от превышения цены отсечения в 27 долларов за баррель перечислялись в Стабфонд.
Но теперь из специального счета средства будут перечисляться в виде нефтегазового трансферта в бюджет (его величина закреплена в процентах от ВВП и не зависит от нефтяных цен), а также Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. По прогнозам минфина, величина первого фонда на момент создания должна составить 3,069 триллиона рублей, второго - 780,11 миллиарда рублей. При этом деньги Резервного фонда остаются в неприкосновенности, они могут тратиться на нефтегазовый трансферт или выплату внешнего долга только в случае нехватки текущих средств в бюджете. Что же касается Фонда национального благосостояния, то предполагается, что эти деньги пойдут на поддержку пенсионной системы - покрытие дефицита Пенсионного фона и софинансирование добровольных пенсионных накоплений. Правда, конкретные суммы такой поддержки пока не определены.
Очевидно, что расходы на софинансирование добровольных пенсионных накоплений будут зависеть от количества граждан, желающих участвовать в этой системе. Напомню, что запустить ее предполагается с 2008 года, и при этом на каждую тысячу рублей, "отложенных" гражданином, государство добавит столько же. Впрочем, если в Фонде национального благосостояния накопится значительная сумма, то достаточно серьезную поддержку можно будет оказывать всем пенсионерам. Например, один из возможных вариантов - направлять на пенсионные выплаты весь инвестиционный доход от размещения средств этого фонда. Но произойдет это уже за рамками 2010 года.
Надо понимать, что в результате деньги из Фонда национального благосостояния все равно будут потрачены на наших граждан, они достанутся уже нынешним поколениям. Но вопрос в том, когда это лучше сделать. Сейчас, что приведет к витку инфляции, или позже - чтобы решить пенсионную проблему и таким образом избежать в будущем повышения налогов.
К тому же напомню, что в конце прошлого года правительством уже было принято решение о перечислении из Стабфонда 300 миллиардов рублей на институты развития. Эти деньги, а также доходы от продажи "ЮКОСа", были направлены в капитал Банка развития, Российской корпорации нанотехнологий, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Инвестфонд. И хотя формально это также является бюджетными расходами, но деньги не будут потрачены сразу, а значит, и не вызовут всплеск инфляции.
Еще одно следствие роста цен на нефть - это увеличение притока капиталов: как в виде заимствований наших компаний за рубежом, так и прямых иностранных инвестиций. Дело в том, что с ростом нефтяных цен становятся более привлекательными для иностранных инвесторов проекты в нефтяном секторе, больше прибыли остается и у отечественных компаний, которые получают больше возможностей для реинвестирования этих средств. А это, в свою очередь, подогреет инвестиционный спрос и в других секторах экономики. К тому же увеличение цен на нефть воздействует на укрепление национальной валюты, а значит, займы в иностранной валюте становятся более выгодны для наших компаний. Все это может быть фактором ускорения экономического роста. И если сейчас предполагается, что рост экономики в 2008 году составит 6,7 процента, то в результате мы можем получить рост на уровне 7 процентов или даже чуть больше.
Правда, у роста цен на нефть есть и свои риски. Так, приток нефтяной выручки и иностранного капитала может повысить инфляцию, а укрепление национальной валюты может негативно сказаться на несырьевом экспорте (величина которого, правда, у нас сегодня очень невелика). Не исключено, что курс доллара упадет ниже 24 рублей, а инфляция может составить 10 процентов или даже выйти за этот уровень. Скорее всего Центробанку придется тогда сосредоточиться на сдерживании инфляции, смирившись с укреплением рубля. Замечу, что достичь ориентира по инфляции в 8,5 процента, установленного правительством, будет в любом случае весьма сложно. Но это "цена", которую нам придется платить за в целом благоприятную для нашей экономики тенденцию удорожания нефти.