В состоянии ли Совет Безопасности ООН найти дипломатический выход из практически тупиковой косовской проблемы? Чем всемирная организация может помочь иракцам? Стоит ли продолжать придерживаться "дорожных карт" ближневосточного урегулирования?
Эти и еще много иных не менее важных вопросов предстоит рассмотреть членам Совета Безопасности ООН уже в январе. К тому же с начала года к работе в Совбезе приступили пять новых государств - Буркина-Фасо, Вьетнам, Ливия, Хорватия и Коста-Рика. Они избраны непостоянными членами Совета на 2008-2009 годы, а Ливия сразу же стала председателем этого важного органа, чьи решения носят обязательный характер для всех членов организации. Заместитель министра иностранных дел РФ Александр Яковенко рассказал корреспонденту "Российской газеты", чего ждут российские дипломаты от январских заседаний Совбеза.
Российская газета: В январе Совет Безопасности продолжит обсуждение косовской проблемы. На какую дату запланировано заседание по этому вопросу и какой будет позиция России?
Александр Яковенко: 16 января Совет обсудит доклад Миссии ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК). По мнению России, мандат МООНК продолжает действовать до тех пор, пока не будет принято соответствующее решение Совета. Будем указывать на это как руководству Миссии, так и нашим партнерам по Совету. Россия по-прежнему исходит из нелегитимности (без соответствующего решения СБ ООН) провозглашения односторонней независимости края и ее признания другими государствами. Мы твердо убеждены, что сохраняется перспектива переговорного решения проблемы Косово.
РГ: Ключевым мероприятием своего председательства в Совете ливийцы намерены сделать открытое заседание СБ 23 января по Ближнему Востоку. Российские дипломаты не отказались от идеи проведения в Москве следующей международной конференции по этой теме?
Яковенко: Главной целью этого заседания станет анализ региональной обстановки после встречи в Аннаполисе. Считаем, что необходимо продолжать линию на закрепление разработанной ООН универсальной политико-правовой базы в качестве единственной платформы достижения всеобъемлющего регионального урегулирования. Выступаем за продолжение коллективных международных усилий в сфере решения проблем Ближнего Востока под эгидой ООН.
Считаем, что СБ ООН мог бы и дальше оказывать внешнее содействие процессу. В условиях, когда палестинский народ переживает острейший социально-экономический кризис, придаем большое значение, в частности, прошедшей в декабре донорской конференции в Париже, которая ясно показала, что международное сообщество не на словах, а на деле готово увеличивать экономическую помощь ПНА. Необходимо наращивать усилия по разблокированию ситуации на сирийском и ливанском треках ближневосточного урегулирования. Остается в силе и наша инициатива по созыву полномасштабной конференции по Ближнему Востоку.
РГ: Будет ли в январе Совбез ООН затрагивать иракскую тему?
Яковенко: Продолжаем оценивать положение в этой стране как крайне сложное, в то время как уровень этноконфессионального насилия и внутриполитической напряженности по-прежнему крайне высоки. При обсуждении очередного доклада Миссии ООН по содействию в Ираке будем подчеркивать, что усиление роли ООН в стране (с учетом, естественно, фактора безопасности) имеет особое значение. Работа Миссии должна быть спланирована таким образом, чтобы эффективно использовать ее преимущества как беспристрастного посредника, работающего с максимально широким спектром политических сил страны.
РГ: Будут ли, на ваш взгляд, продлен мандат Операции ООН в Кот-д Ивуаре?
Яковенко: 15 января члены Совета Безопасности планируют продлить мандат Операции ООН в Кот-д Ивуаре. Мирный процесс в стране, несмотря на подписание Уагадугского соглашения, идет замедленными темпами и требует проявления ивуарскими сторонами большой решимости в выполнении ими ранее взятых на себя обязательств. Считаем, что ООН должна продолжать оказывать содействие ивуарцам в продвижении этого процесса.