В законопроекте предлагается установить единообразные основные понятия, используемые в торгах на любых сегментах рынка. Определяются признаки биржевых торгов, внебиржевых организованных торгов, а также регулируется деятельность информационных брокеров по распространению ценовой информации.
О необходимости основополагающего закона депутаты уже не раз говорили. По их мнению, нынешнее законодательство, регулирующее деятельность бирж, охватывает лишь отдельные сегменты отечественного финансового рынка, что повышает риски и затрудняет его развитие.
Нынешний документ регулирует деятельность участников рынка, защищает права и интересы конечных пользователей. Кроме того, в законопроекте принципиально изменен подход к государственному регулированию деятельности по проведению организованных торгов и информационных брокеров. Определяется, что госрегулирование осуществляется одним федеральным органом исполнительной власти, имеющим возможность издавать нормативные правовые акты.
Напомним, что попытки создать закон "О биржах и организованных торгах" предпринимались за последние 15 лет неоднократно, но всякий раз это заканчивалось неудачей. В мае этого года департамент экономического законодательства Министерства юстиции Российской Федерации провел правовую экспертизу представленного очередного законопроекта и обнаружил терминологические неточности в проекте, кроме того, по мнению минюста, в законопроекте не был определен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный выдавать лицензию на право проведения торгов. Требовали доработки лицензионные требования и условия, посчитало министерство. По результатам правовой экспертизы законопроекта минюст отказался поддержать его в представленной редакции.
По сравнению с весенней версией законопроекта "О биржах и организованных торгах" в представленном сегодня документе функция единого государственного регулятора биржевого рынка возложена на Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР). И еще одним важным моментом стала замена предлагавшегося прежде лицензирования так называемых информационных брокеров (то есть организаций, распространяющих ценовую информацию) на госаккредитацию.
По новому проекту предлагается внести поправку в закон "О валютном регулировании и валютном контроле", передающую ФСФР "контроль за деятельностью бирж и торговых систем при проведении торгов иностранной валютой". При таком раскладе у ЦБ останется только контроль за осуществлением валютных операций банками. В свою очередь правительство считает "необоснованным" наделение ФСФР такими полномочиями. Кроме того, нынешний вариант законопроекта предлагает сохранить в законе о ЦБ ограничения его прямых полномочий на биржах, то есть валютными операциями. По мнению правительства, необходимо частично наделить ЦБ полномочиями профучастника рынка ценных бумаг, другими словами, дать ему право "на участие в организованных торгах не только в отношении иностранной валюты, но также и в отношении государственных ценных бумаг и облигаций ЦБ".
В итоге правительственная комиссия по законодательству одобрила проект с условием, что после прохождения первого чтения он будет снова доработан. А посему внесенная в Думу редакция законопроекта явно неокончательная.