Статья 1473 новой главы ГК запрещает компаниям использовать в названиях официальные названия государств, российских и иностранных, и слова, производные от этих наименований. Исключение составляют организации, 75 процентов акций которых принадлежит государству.
До сих пор практика была иной: компании могли включать в название слова "Россия" и "Российская Федерация", уплатив пошлину в казну. А использование наименований других стран вообще никак не регламентировалось.
Также новая глава запрещает использовать официальные наименования федеральных и региональных органов власти, международных организаций, полные или сокращенные наименования общественных объединений, а кроме того, обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Теперь названия компаний, не отвечающие этим правилам, должны быть приведены в соответствие при первом же внесении изменений в учредительные документы. Например, сменился адрес или состав акционеров. Конечные сроки переименования не оговариваются. Надзор за соблюдением правил возложен на регистрирующий орган, то есть на налоговую службу. Если компания не сменит имя добровольно, то ее может заставить налоговая служба, но только через суд.
С проблемами предстоит столкнуться и компаниям, имеющим одинаковые названия и работающим в одной и той же сфере. В Гражданском кодексе появился запрет на использование одного и того же наименования, несмотря на разную организационно-правовую форму (ЗАО и ОАО). Теперь право сохранить имя получат компании, которые зарегистрировались раньше. В связи с этим юристы ожидают шквала обращений в суд.
По словам разработчиков четвертой части Гражданского кодекса, нормы были сделаны такими жесткими намеренно, иначе не удалось бы заставить компании их соблюдать. А то, что запретить то или иное название можно только через суд, смягчает строгость закона.
Часть компаний не скрывают своей растерянности, но некоторые участники рынка спокойно восприняли эту новость и заявляют о готовности привести свое название в соответствие с требованиями закона. В зоне риска оказались известные участники рынка, как "Аэрофлот-Российские авиалинии", "Росгосстрах", "Нестле-Россия", Дойче банк, "Бритиш Америкэн Тобакко". Эксперты затрудняются сказать, сколько компаний пострадают. Но речь, по их оценкам, может идти о тысячах организаций. При этом затраты на переименование оцениваются в несколько миллиардов рублей. Компаниям придется не только менять этикетки на всех товарах, но и перерегистрировать сотни лицензий, разрешений и других важных документов. А также перезаключить множество договоров с другими компаниями, банками и клиентами. Придется также пересмотреть все рекламные материалы, в которых упоминается название компании. Для всего этого потребуется дополнительный штат, в том числе юристов. Кроме того, из-за смены названия может пострадать и сам бренд, в продвижение которого вложены сотни миллионов долларов. Для того чтобы внести изменения без спешки и излишних затрат, компаниям потребуется не менее трех лет, считают эксперты.