15.01.2008 03:00
    Поделиться

    Дефицит Пенсионного фонда предлагается покрыть за счет работодателей

    Регрессивная шкала единого социального налога может быть отменена, а самым неимущим пенсионерам назначат адресные дотации из региональных бюджетов. С такими предложениями выступило минздравсоцразвития, сообщили некоторые СМИ.  

    По информации прессы, эти инициативы министерство намерено обсудить в рамках проекта концепции долгосрочного социально-экономического развития России. Ее основным разработчиком, напомним, является минэкономразвития, и в феврале документ планируется обсудить на заседании правительства. Впрочем, как сказали вчера корреспонденту "РГ" в пресс-службе минэкономразвития, там не получали официальной информации о новых идеях минздравсоцразвития. И поэтому подчиненные Эльвиры Набиуллиной пока комментариев по этому поводу не дают. В минздравсоцразвития эти предложения тоже не расшифровывают.

    Между тем, по информации СМИ, за счет отказа от регрессивной шкалы ЕСН минздравсоцразвития предлагает решить проблему дефицита Пенсионного фонда. Сейчас, напомним, для уплаты этого налога применяется три ставки. При этом чем выше заработная плата, тем меньше налог. Так, с ежемесячных зарплат до 23 333 рублей платится 26 процентов налога, при зарплате до 50 тысяч рублей - 10 процентов, а с более высоких доходов ставка составляет 2 процента. Регрессивная шкала была введена в 2000 году, а суммарная ставка снижалась дважды. Причем многие эксперты изначально прогнозировали сокращение бюджета Пенсионного фонда и предрекали возникающие в связи с этим проблемы. Но их оппоненты утверждали, что отчисления повысятся за счет выводов зарплат из "тени" и расширения налогооблагаемой базы. Однако оптимистичные прогнозы не сбылись, и теперь в минздравсоцразвития предлагают фактически отказаться от регрессивной шкалы.

    Еще одна идея министерства - ввести адресные социальные выплаты наиболее бедным пенсионерам, чьи доходы ниже так называемого прожиточного минимума пенсионера. При этом, по сведениям СМИ, обязанность делать такие выплаты будет возложена на региональные бюджеты. А те регионы, где собственных денег на такую поддержку не хватит, получат трансферты из федерального бюджета.

    Опрошенные "РГ" эксперты по-разному оценивают предложения минздравсоцразвития. Некоторые аналитики, например, утверждают, что попытка отменить регрессивную шкалу и фактическое увеличение налогового бремени вызовут недовольство бизнеса и могут привести к переводу зарплат "в тень". Впрочем, по мнению других экспертов, эти опасения преувеличены, и новые меры действительно способны значительно поддержать бюджет Пенсионного фонда.

    за

    Евсей Гурвич,
    руководитель Экономической экспертной группы:

    - По экспертным расчетам, в ближайшее время при возврате к "плоской" шкале единого социального налога поступления в Пенсионный фонд и другие социальные фонды могут вырасти на 0,5 процента ВВП. А в перспективе выигрыш может быть еще большим.

    Дело в том, что зарплаты в России в последнее время растут опережающими темпами. Соответственно все больше компаний имеют возможность использовать пониженную ставку налогообложения. При этом соотношение социальных отчислений к фонду заработной платы постоянно сокращается. Если же принять предложение о возврате к плоской шкале, то ситуация стабилизируется.

    В принципе это правильная мера. Правда, принять решение о возврате к плоской шкале будет политически нелегко - бизнес, как известно, настаивает на дальнейшем снижении налоговой нагрузки, в том числе и по соцналогу. В то же время я не думаю, что такой переход повлечет за собой уход компаний от налогообложения, поскольку по опыту прежних налоговых реформ прямая связь между снижением налоговой ставки и выводом зарплат "из тени" не прослеживается. Напомню, что именно на это надеялись, когда вместо трех платежей - в Пенсионный фонд, Фонд соцстраха и Фонд медицинского страхования - вводился ЕСН с регрессивной шкалой и суммарная ставка была снижена с 38,5 процента сначала до 35,6 процента, а затем 26 процентов. Несмотря на это, "в тени" по-прежнему остается почти треть всей выплачиваемой зарплаты (т.е. половина официально выплачиваемой).

    Что же касается предложения об адресных социальных выплатах наиболее бедным пенсионерам из региональных бюджетов (за счет трансфертов из федерального бюджета), то оно может рассматриваться в среднесрочной перспективе, но потребует дополнительных расчетов. Во-первых, надо просчитать, насколько в этом случае понадобится повысить расходы федеральной казны. А речь, вероятно, может идти о довольно значительной сумме. Во-вторых, следует определиться, какие регионы смогут рассчитывать на такую поддержку из бюджета. И поскольку в наиболее обеспеченных регионах соотношение пенсий к прожиточному минимуму нередко ниже, чем в "бедных", то не исключено, что трансферты понадобятся именно им.

    против

    Сергей Беляков,
    замглавы налогового комитета Российского союза промышленников и предпринимателей:

    - Такой подход будет иметь негативные последствия как для работников, так и для работодателей. По предложенной схеме в проигрыше окажутся все те работники, чей ежемесячный доход составляет 50 тысяч рублей в месяц. Кроме того, крупные компании в таких условиях, скорее всего, будут вынуждены сворачивать свои социальные программы - пенсионные, по медицинскому и курортному обслуживанию и другие. А менее крупные фирмы могут начать уводить зарплаты "в тень". Способов сделать это достаточно много.

    Попытки изменить существующий порядок взимания ЕСН противоречат заявлениям власти о стабильности налоговой системы и снижении налогового бремени, на что рассчитывал бизнес. И если будут приняты предложения минздравсоцразвития, это может сказаться на ухудшении инвестиционного климата, подорвет доверие предпринимателей к власти.

    К тому же в условиях профицитного бюджета нет необходимости решать проблему формирования Пенсионного фонда за счет повышения налогов - вместо этого можно, например, ставить вопрос о перераспределении расходов, покрытии дефицита фонда за счет других источников.

    Поделиться