В новый 2008 год российское машиностроение вступило предельно раздерганным, но с надеждой. Главная потеря, конечно, кадры.
"Некому разрабатывать новое оборудование и станки, некому стало на них работать", - с горечью констатировал первый вице-премьер Дмитрий Медведев на предновогоднем заседании бюро Союза машиностроителей России, подводя итоги не только минувшего года, а всего пореформенного периода развития отрасли. Что уж там говорить о рядовых заводах, если в знаменитом Королеве, на головном предприятии ведущей ракетостроительной корпорации, уникальную оснастку для здешних станков "тачает" один-единственный рабочий, которому за семьдесят и рядом с ним ни одного ученика... Года три назад в городе, который именуется наукоградом Российской Федерации, закрыли факультет всемирно известной Бауманки, созданный в 1961 году по инициативе Сергея Павловича Королева. Как говорится, приехали.
Впрочем, все это не новость. Уже разработаны и переданы в правительство предложения по подготовке высококвалифицированных кадров для машиностроения (в этом году, к слову, начнется подготовка первых 20 студентов, которые по получении дипломов на практике будут постигать опыт торговли продукцией оборонно-промышленного комплекса). Идет структурная перестройка отрасли. В прошлом году был образован Союз машиностроителей России, создана госкорпорация "Российские технологии", призванная, как было заявлено, вытащить не только оборонную, но и другую конкурентоспособную машиностроительную продукцию на мировой рынок. Практически готовы или в стадии разработки аналогичные решения для атомного машиностроения, станкостроения. В конце прошлого года государство добилось фактического контроля над двумя крупнейшими компаниями - "Силовыми машинами" и ОМЗ (Объединенные машиностроительные заводы), которая, кстати, одной из первых в отрасли вышла на мировой рынок капитала, разместив свои акции на европейских биржах.
Структура российской экономики исторически сложилась таким образом, что машиностроение является технологическим ядром промышленности и определяет состояние национальной безопасности. Нет смысла менять этот принцип. Но его сохранение возможно только на основе преобразования машиностроения в конкурентоспособный, высокотехнологичный и восприимчивый к инновациям комплекс, интегрированный в систему международного разделения труда.
К технологиям двойного назначения
Как отмечает статистика, за последние полгода в некоторых подотраслях машиностроения наблюдается заметный рост. Некоторые аналитики называют его даже фронтальным. Однако чтобы быть корректными, отметим - стабильный рост наблюдается у предприятий, близких к потребительскому рынку и транспорту, там, где ощущается давление денег. Идет интенсивное развертывание сборочных производств легковых автомобилей, за счет применения лизинговых операций развивается рынок сбыта продукции железнодорожного машиностроения, стабилизируются объемы закупок у предприятий авиационной и судостроительной отраслей.
Особое место занимало и занимает станкостроение по той простой причине, что ни одно машиностроительное предприятие ничего не произведет, если у него не будет "на чем делать", может, отчасти за исключением атомного машиностроения, где в основном используется литье.
Одна из задач станкостроительной отрасли - разработка технологий двойного назначения. Внедрение их в производство позволит ускорить развитие как военной, так и гражданской промышленности. Фокус, однако, в том, что для оборонки нужно самим создавать высокотехнологичное оборудование. "Надо понимать, что нам никогда никто не продаст оборудование двойного назначения, и мы никому не продадим свое", - подчеркнул недавно Сергей Иванов.
На что же способно российское станкостроение на пороге нынешней модернизации? По данным Станкина, в 2005 году промышленность России произвела 4795 металлорежущих и 4277 деревообрабатывающих станков, 1503 единицы кузнечно-прессового оборудования на общую сумму 161 миллион долларов. В том же году в страну из-за рубежа было ввезено станкостроительной продукции практически в два раза больше - на 301 миллион долларов. За девять месяцев 2007 года зарубежные закупки составили уже 348 миллионов долларов, а отечественных станков было произведено даже меньше, чем раньше. Разрыв между внутренним производством и импортом растет с 2001 года и обратной тенденции пока не предвидится.
Импортеры постепенно вытесняют отечественные заводы из этого традиционного для нас сектора рынка, используя ценовые преимущества, более высокое качество и технологичность продукции. Вот что, к примеру, для осуществления простых технологических операций приобрели наши заводы на Западе в прошлом году: оборудование для холодной формовки углов, сверлильное оборудование и инструмент для термической формовки отверстий, станки с чпу-управлением для гибки труб и профиля, полуавтоматический и автоматический ленточно-отрезные станки по металлу колонного типа. Трудно поверить, что делать все это нам категорически не по силам.
Однако и у нас в прошедшем году наметились интересные прорывные направления. Например, появился проект, предусматривающий разработку и освоение производства гаммы отечественных универсальных технологических роботов на уровне лучших мировых образцов, который будет реализован на АвтоВАЗе. Назначение робототехники - точечная и шовная электросварка, лазерная резка, финишная абразивная обработка сложнопрофильных деталей, сборка.
Скоро и у нас появится что продать, вопрос в том, чтобы дело не ограничилось простой торговлей. Когда-то наша страна, благодаря сильному станкопрому, была на втором месте в мире по потреблению металлообрабатывающего оборудования и на третьем по его производству. Впрочем, и тогда обеспечить внутреннюю потребность в металлообрабатывающем оборудовании собственными силами не удавалось и немало дорогих и качественных станков ввозилось из-за рубежа. В этом свой и немалый смысл: мы не можем делать все за весь мир. Существует международное разделение труда и наша задача - найти и занять там свое место. Вероятно, на сегодняшний день для нас нет ничего важнее.
Новые стандарты
Постепенно все отчетливее прорисовываются контуры будущего российского станкопрома. Поначалу он видился этаким объединенным станкостроительным холдингом. В последнее время все больше говорят об инжиниринговом центре.
Предполагается, что такой центр объединит несколько конструкторских и исследовательских бюро. Ученые займутся разработкой технической базы для нужд станкостроительной отрасли. "Новая структура будет задавать общую планку стандарта качества и технологического уровня", - считает первый вице-премьер Сергей Иванов. Руководители частных предприятий смогут самостоятельно модернизовать свои производства, опираясь на разработки центра. "Таким образом, мы объединим передовые научные идеи с практикой. Правительство готово финансировать лишь научно-исследовательскую работу. Но по конкретным проектам, а не вообще", - отметил первый вице-премьер.
Конечно, с деньгами у станкостроительных предприятий не густо. Год назад начал входить в практику лизинг станков. Это делает продукцию нашего станкопрома более доступной потребителю. Однако у него есть выбор. К примеру, универсальный токарный станок рязанского изготовителя стоит уже порядка 1,5 миллиона рублей. Поэтому не удивляет анализ большинства лизинговых сделок: львиная доля покупок приходится все на ту же западную продукцию, потому что при близких ценах ее качество выше.
Казалось бы, проблему можно решить, купив то, чего остро недостает, на мировом рынке. Но до сих пор в отношении России действует ряд ограничений на поставку высокотехнологичного оборудования. В условиях глобализации желание промышленно развитых стран ограничить конкурентам доступ в высокотехнологичные сектора вполне закономерно. Однако ситуацию, при которой решения о том, какой уровень технологии может применяться в отечественной экономике, принимаются за пределами страны, можно считать частичной утратой национального экономического суверенитета.
Наконец, создание современного высокоточного и производительного обрабатывающего оборудования требует наличия на рынке наукоемких комплектующих. Производство многих из них на территории России отсутствует, приходится закупать их за рубежом.
От этого никуда не деться. Поэтому стране нужна гибкая политика пошлин и тарифов, которая бы была направлена на поддержку отечественного станкопрома. У России нет других вариантов, кроме как воссоздать свой станкопром на высокотехнологичном уровне. Однако пока нам надо стимулировать закупку необходимых комплектующих на достаточно существенный срок, поскольку модернизировать станкопром надо сегодня и сейчас.
Для этого нам, без сомнения, не обойтись без сотрудничества с западными партнерами по станкопрому и другим отраслям машиностроения. Сегодня весь мир ведет огромную работу в поддержку процессов энергосбережения. В мировой экономике стоят задачи увеличить кпд двигателей в два раза, снизить за 5-10 лет эксплуатационные расходы самолетов по топливу на 20 процентов, существенно усилить экологическую безопасность машин и техники. А это совершенно иные скорости, иной расход топлива, это высочайший кпд турбин и двигателей, нацеленный на сбережение природы и человека. Это новая война моторов без захватов чужих территорий, совершенно иные интегральные исчисления и значения. Часто это другая физика и математика. Это другое человеческое мышление, которое надо закладывать в головы студентов Станкина, Бауманки, российских университетов и вузов уже сейчас.