15.01.2008 02:59
    Поделиться

    На Кубани число общественных водоемов и охотничьих угодий неуклонно сокращается

    До конца месяца будет утвержден список претендентов на пользование водоемами и прочими природными объектами Краснодарского края. Эффективно ли сегодня работает "частный интерес" на благо природных ресурсов, попыталась выяснить корреспондент "РГ".

    Как стать природным олигархом

    Судебный прецедент права отдельно взятой личности на природный объект на Кубани был создан еще в 2003 году. Правда, он походил скорее на анекдот. Тогда ейский юрист Владимир Осипов письменно заявил о том, что поскольку вода в атмосфере ни за кем законодательно не закреплена, то он де-юре имеет право как минимум на облако над городом. И попытался отстоять свое мнение в городской администрации и суде. Смех­смехом, но объяснение своему странному желанию юрист дал экологическое: дескать, ничто не работает так эффективно, как частный интерес, а подобный прецедент он создает, чтобы предъявлять иски за отравленный воздух и тем самым защищать окружающую среду.

    Попытка ейчанина, о которой сообщили не только российские, но и зарубежные СМИ, не удалась. Однако с тех пор процесс передачи природных объектов в пользование частным лицам в крае существенно продвинулся. Правда, облакам кубанские бизнесмены предпочитают водоемы и охотничьи угодья. Хозяева у озер и рек условные - скажем, речки и пруды находятся в собственности государства, в пользование частным лицам они теперь передаются на срок в двадцать лет.

    Наталья Чебакина, бывший экономист, под хутором Марьинский Тбилисского района поначалу облюбовала одну из местных рек общей площадью в 50 гектаров. Когда-то водоем Геймановский принадлежал колхозу, а затем его под свое крыло взяло образовавшееся вместо коллективного хозяйства ООО "Кубаньрыбпродукт". Собственно, его руководители и предложили Наталье речку, чтобы рыбку выращивать, поскольку водоем после развала колхоза был заброшен. И взяли с нее первый взнос за аренду в 60 тысяч рублей, заключив договор подряда. Чебакины деньги в кассу внесли, договор подписали и получили речку в аренду по акту приема-передачи.

    - Два года члены моей семьи работали на водоеме не разгибая спины, - рассказала корреспонденту "РГ" Наталья Чебакина. - Когда в речку запустили толстолобика и карпа - около двух тонн - и рыбка начала расти, боролись с браконьерами. За ночь приходилось совершать по водоему не менее двух рейдов с железной кошкой - "левые" сети вытаскивать.

    А кроме чисто "рыбьих" забот, Чебакины как пользователи должны были следить и за здоровьем самой речки. В жару известь сыпать, чтобы вода кислородом насыщалась и не "протухала", косить камыш и осоку на реке, чистить свалки на берегу. Опять же пробы воды положено возить к специалистам, которые находятся далеко от хутора. Чтобы малька запустить, тоже приходилось объезжать почти весь край - разные ведомства, которые осуществляют надзор за этим процессом, находятся в разных населенных пунктах Кубани. И это, по словам Чебакиных, лишь малая доля тех проблем, которыми положено заниматься природному "олигарху".

    Но главное - не привыкли селяне к тому, что у речки может быть хозяин. И оттого периодически на реке возникают конфликты, вплоть до угроз, когда на помощь приходится звать милицию.

    - Мы не гоним с реки людей с удочками, но когда бесплатно пытаются сетями рыбу вытаскивать, то подходим и напоминаем, что водоем в частном пользовании, - говорят Чебакины. - А в ответ слышим: идите у себя в огороде рыбой командуйте, а здесь еще наши деды бесплатно рыбачили, и мы так рыбачить будем.

    Рыбка-призрак

    Однако и эти неожиданные повороты показались мелочью по сравнению с тем, что произошло, когда пришло время собирать рыбий урожай. Директор ООО предложил арендаторам убраться с реки, а договор аренды водоема решил расторгнуть. И вообще выяснилось, что документы были липой. Потому как лицензии на пользование речкой у ООО на тот момент, оказывается, не было. Чебакины пошли в ОБЭП РОВД Тбилисского района с заявлением о мошенничестве. И там подтвердилось, что лицензия ООО на право пользования речкой действительно была получена позже, чем подписывался договор с арендаторами. В нарушение Водного кодекса РФ рыбохозяйство таким образом заключило три договора подряда, по которым фактически незаконно передало в субаренду трем частникам водоемы в районе. Но в ОБЭПе уголовное дело возбуждать не стали, сославшись на административное наказание Росприроднадзора - на ООО наложили штраф в 10 тысяч рублей. А у Чебакиных после выяснения отношений сгорел вагончик-времянка, где они жили на берегу.

    Пытаясь наказать обманщиков, Наталья прошла через 15 судебных заседаний.

    - И неизвестно, каков бы был результат, если бы не депутатский запрос в ГУВД Краснодарского края после нашего обращения в Законодательное собрание края, - говорит Наталья. - Потраченные деньги за фактически украденную рыбу нам никто до сих пор не вернул, но обнадеживает то, что на недавнем заседании рыбохозяйственного совета в краевой администрации нас включили в список тех кандидатов, которым в пользование будет предоставлен этот водный объект.

    Сейчас Чебакины на речку вернулись.

    - Дело-то в целом выгодное, - считают они. - Ведь из такой речки при хорошем хозяйствовании за одну ночную рыбалку можно выловить полтонны рыбы. А это около 15 - 16 тысяч рублей. Главное, чтобы опять не обманули.

    А еще, по мнению Чебакиных, чтобы рыба в кубанские водоемы вернулась, нужно бы эффективную систему кредитования для такого бизнеса продумать или хотя бы государственного поручительства в банках. Ведь чтобы малек превратился в товарную золотую рыбку, понадобится не менее полутора-двух лет. И водоемы, по их мнению, в пользование отдавать нужно тем, кто рыбу выращивает, а не тем, кто пруды и озера фактически перепродает.

    Охотничьи вершки

    А вот охотники и рыболовы Темрюкского района столкнулись с беспределом самих арендаторов.

    - Наше общество на Кубани действует с 1965 года, - рассказывает Александр Бабич, председатель общества охотников и рыболовов Темрюкского района. - Это одна из крупнейших баз на Юге России, куда приезжают любители порыбачить и поохотиться из разных районов края и РФ. В 2007 году она дала доход бюджету около 400 тысяч рублей. И все это время охотники и рыболовы спокойно ездили в свои угодья "Ордынка" по дороге мимо прудов, за поселком Ордынский. Однако с 2001 года пруды были переданы в частное пользование, и хозяин дорогу перекрыл, требуя от охотников деньги на ее ремонт.

    - Теперь отправляемся на базу кружным путем вплавь на лодках, когда речка не замерзает, - говорит Александр Бабич. - А в зимний сезон - хоть на вертолете добирайся.

    По мнению темрюкских охотников и рыбаков, в настоящее время большая часть тех мероприятий, которые поддерживают природную экосистему, по-прежнему проводится государством и общественными организациями, а вовсе не частными пользователями природных объектов. К примеру, тот же отстрел плотоядных для профилактики бешенства, борьба с волками, отстрел ворон - прерогатива общественников. Новые же хозяева угодий и рек себя такими делами не утруждают, хотя цены на народные удовольствия регулярно поднимают. Для сравнения, рыбалка в общественном пруду в том же Темрюкском районе обойдется в 50 рублей, а в частном водоеме - в два-три раза дороже. В обществах охотников и рыболовов в крае с января 2007 года действуют льготы для ветеранов, инвалидов, а у частников таких мер соцзащиты нет.

    - Надо бы частным пользователям природных объектов в полной мере брать на себя не только прибыль, но и обязанности, - считают кубанские охотники и рыболовы. - А иначе скоро может сложиться такая ситуация, что пенсионеру будет не по карману побродить с ружьем по лесу или с удочкой посидеть - число общественных водоемов и охотничьих угодий постепенно сокращается.

    Мнение

    Андрей Рудомаха, координатор общественной организации "Экологическая вахта по Северному Кавказу":

    - Кубанские экологи поддержали обращение Российского представительства Всемирного фонда дикой природы в Госдуму РФ о внесении в законодательство положений, усиливающих экологическую и социальную ответственность пользователей природных ресурсов. На сегодняшний день в России практически не существует экологического страхования, а потому передача природных объектов в аренду в частные руки на деле ничуть не изменила и, думаю, пока что не изменит экологическую ситуацию в лучшую сторону, а наоборот, может ее усугубить.

    Я не припомню, чтобы во время катастрофы в Керченском проливе уборкой мазута активно занимались частные землепользователи или виновники аварии - тоже частные компании, которым принадлежат затонувшие суда. Все проблемы легли на плечи государства.

    Приведу еще пример: в результате обследования, проведенного сотрудниками Таманской администрации 19 декабря, было выявлено, что в пределах Таманского сельского поселения берег загрязнен мазутом на протяжении 14 километров. Но на этих участках побережья никто из "частников" мазут не убирал. Здесь работали только сотрудники МУП ЖКХ Таманского сельского поселения.

    Поделиться