Всего в результате дорожно-транспортных происшествий погибли 496 и пострадали 3 242 человека.
Опасная обочина
Появилась новая тревожная тенденция: под колесами машин все чаще оказываются люди, даже не переходящие дорогу, а просто стоящие на обочине или на остановке общественного транспорта.
Летом 2006 года водитель "Мерседеса" на проселочной дороге в районе Усть-Курдюмской трассы сбил троих подростков. Один из них получил тяжелые травмы и через несколько дней скончался в больнице.
- Машина вылетела из-за поворота, выскочила на обочину, так что мы даже не успели отпрыгнуть, - рассказывал один из мальчишек.
Все это случилось на дороге, проходившей по территории дачного кооператива. Оказавшиеся рядом дачники (трагедия произошла у них на глазах) вызвали "скорую" и оказали мальчишкам первую помощь.
Иномарка, задавившая подростков, принадлежала некоему предпринимателю Бережному, и, как впоследствии установил суд, он сам находился за рулем автомашины.
Проведенная после ДТП медэкспертиза подтвердила наличие алкоголя в крови водителя. Сам предприниматель заявил, что выпил у себя на даче лишь одну банку пива. Однако очевидцы этой аварии рассказали, что когда водитель машины выбрался из-за руля, его шатало.
- Сначала Бережный отказывался давать показания, но в ходе дальнейшего расследования выдвинул версию, что машиной в момент наезда управлял другой человек, - рассказывает старший следователь ГСУ ГУВД области Дмитрий Денисов.
Расследование этого дела продолжалось более года, и неизвестно, чем бы оно закончилось, если бы это произошло в менее людном месте. Однако свидетели были, и они подтвердили, что в тот момент Бережный не отказывался, что именно он сбил подростков.
Свою роль сыграли и дополнительные показания, которые дал один из подростков, подтвердивший, что на водительском кресле сбившей их машины он видел мужчину. Уже в суде предприниматель покаялся, признал свою вину и подтвердил, что именно он сидел за рулем.
К сожалению, подобная история не единична. Уже год продолжается расследование столкновения двух иномарок на перекрестке Чапаева и Бахметьевской, о котором говорил весь город. В результате погибло четыре человека. Причем водители обеих автомашин - "Ягуара" и "Мерседеса" - живы, а все погибшие оказались прохожими, стоявшими на обочине дороги, куда после столкновения вынесло одну из машин. Следствию приходится назначать уже пятую экспертизу по этому делу. Предыдущие экспертизы (часть из них была проведена по инициативе участников инцидента) по-разному ответили на вопрос, кто из водителей нарушил правила движения.
И, наконец, совсем недавний и очень похожий на предыдущий случай: машина вылетела прямо на остановку общественного транспорта, несколько человек госпитализировано с различными травмами.
Берегись новичка
- Одна из главных причин дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями - это превышение водителями скорости, - говорит начальник отдела Главного следственного управления ГУВД по Саратовской области Елена Гончарова.
При этом на трассах серьезные аварии зачастую происходят при выезде на полосу встречного движения, в том числе при обгоне, в городах же - когда при проезде перекрестков нарушаются правила дорожного движения.
Еще одна причина ДТП - неопытность водителей. В минувшем году произошел совсем дикий случай. Некий молодой человек, только что получивший права, в первую же самостоятельную поездку поехал на красный свет на перекрестке Астраханской и Новоузенской и насмерть задавил женщину.
По словам работников правоохранительных органов, у них много претензий к качеству подготовки водителей автошколами. И с годами положение лучше не становится. В то же время число машин на дорогах в последние годы резко увеличилось, значительно больше стало мощных и скоростных легковых автомобилей. Но, если для пассажиров и водителей в таких авто предусмотрены дополнительные меры безопасности, то для других машин и просто пешеходов опасность увеличивается, особенно когда за рулем такого транспортного средства сидит неумелый или безответственный водитель. В результате улица, включая тротуары, превращается в зону повышенной угрозы.
В то же время в следственном отделе ГСУ ГУВД, который занимается расследованием наиболее значимых дорожно-транспортных происшествий, подчеркивают, что значительная часть таких ДТП (до 60 процентов) происходит по вине самих пешеходов, которые переходят улицу в неположенном месте, перебегают дорогу на красный свет.
Отдельный разговор - о нарушениях, совершаемых водителями саратовских маршруток. По лихости езды и пренебрежению правилами многие из них давно оставили позади владельцев личного автотранспорта. Сейчас в суд направлено дело в отношении водителя "Газели", который, объезжая пробку на улице Танкистов, насмерть задавил девушку, переходившую дорогу. На улице Соколовой таксист превысил скорость, вылетел на встречную полосу, чудом не задев другие машины, врезался в дерево. В результате погибли пассажиры: женщина и ее маленькая дочка.
Бывают ситуации, когда дорожно-транспортное происшествие происходит по вине обоих водителей столкнувшихся машин. На перекрестке Вольской и Мичурина машина "Скорой помощи" встретилась с "десяткой". Водитель легковой машины не уступил дорогу "скорой", мчавшейся с включенной сиреной и мигалкой, а шофер "неотложки", пересекавшей перекресток на красный свет, не убедился в том, что дорога свободна. Последствия были трагическими: погиб пассажир легковой машины - молодой парень. Кстати, и пациент "скорой", которого с тяжелым отравлением спешили доставить в больницу, скончался там через несколько суток. Расследование этого дела завершилось приговором обоим водителям, суд назначил наказание каждому - по году колонии-поселения.
Справедливость по договору
Высокий уровень аварийности на наших дорогах тревожит всех, поэтому ужесточение наказаний за нарушение правил дорожного движения особых возражений в обществе не вызывает. Вопрос в том, насколько избирательно будут применяться эти меры к нарушителям.
Как считает начальник отдела ГИБДД Саратова Владимир Федоров, пока нововведения работают плохо. Правда, с начала этого года, когда в действие вступила большая часть поправок в административное законодательство, число ДТП уменьшилось.
- В январе прошлого года в Саратове было 96 дорожно-транспортных происшествий, за первые 10 дней этого года только 25, - говорит Федоров.
Но руководство ГИБДД Саратова считает, что это в большей степени связано с морозной зимой (число машин на дорогах сократилось), нежели с изменениями в административном кодексе.
За первые две недели сотрудники ГИБДД задержали несколько водителей, к которым могла быть применена новая мера наказания - административный арест. Это те, кто был лишен прав, но продолжал ездить на машине, и те, кто против всяких правил оставил место ДТП. Однако никто так и не был арестован. Работники ГИБДД сетуют: мол, в каждом районе у служителей Фемиды в отношении таких дел свои требования. При этом проявлять суровость к нарушителям мировые судьи не спешат. Троим гражданам суды засчитали в качестве наказания время, уже проведенное в милиции в ожидании, когда их дело будет рассматриваться.
Административные наказания за нарушение правил дорожного движения ужесточаются, в то же время законодательство позволяет водителю, совершившему наезд со смертельным исходом, вообще избежать наказания.
Все дело в том, что "причинение смерти в результате нарушения правил дорожного движения" считается преступлением средней тяжести. Несколько лет назад уголовные дела по всем таким преступлениям законодатели разрешили прекращать, если было достигнуто примирение сторон. Достаточно виновнику гибели людей примириться с их родственниками, которых следствие признало потерпевшими, а это всегда практически означает одно и то же: выплату определенной суммы, и он остается безнаказанным. В дальнейшем не считается даже, что этот человек привлекался к уголовной ответственности.
Родители подростка, о гибели которого рассказывалось в начале статьи, не захотели примиряться с виновником смерти их сына, пусть и невольным. Наоборот, они проявили настойчивость, в итоге предприниматель Бережный был приговорен к 2 годам 6 месяцам лишения свободы, еще три года после этого ему запрещено водить машину.
Но до сих пор далеко не все подобные дела заканчиваются приговором, позволяющим утверждать, что справедливость восторжествовала. Хотя бы в границах, установленных законом.