Среди обвиняемых - глава "Ночного дозора" Дмитрий Линтер и двое активистов этой антифашистской организации Максим Рева и Дмитрий Кленский. Также в причастности к организации беспорядков подозревается лидер эстонских "Наших" Марк Сирык. Именно эти люди, по версии следствия, являлись подстрекателями к погромам и грабежам магазинов в конце апреля 2007 года, когда решался вопрос о переносе памятника советскому Воину-Освободителю из центра эстонской столицы на Военное кладбище. В случае признания подсудимых виновными им может грозить пятилетний тюремный срок.
В Эстонии этот судебный процесс вызывает самые неоднозначные отклики. Националистически настроенная часть населения требует наказания организаторов акции протеста против сноса Бронзового солдата. Люди, которые изначально не поддерживали решение властей о переносе памятника, убеждены: оказавшиеся на скамье подсудимых молодые люди не имеют никакого отношения к погромам.
"Этот судебный процесс идет не по глубинным причинам того, что произошло, а по верхушкам. Власти пытаются перевести стрелки на невиновных", - заявил "РГ" депутат Центристской партии Эстонии Владимир Вельман. Он, кстати, проходит свидетелем на стороне одного из обвиняемых.
"Я убежден, что погромы магазинов были следствием общего психоза толпы, вызванного действиями сил правопорядка. Сейчас трудно определить, кто первым кинул камень в витрину магазина", - убежден Вельман. При этом он не исключил возможности провокаций.
В свою очередь в России внимательно следят за этим громким делом, а также за тем, как ведется расследование убийства россиянина Дмитрия Гагина, погибшего при защите Бронзового солдата. На днях МИД России заявил об отсутствии существенных подвижек в расследовании этой трагедии.
"К сожалению, приходится констатировать, что эстонские правоохранительные органы до сих пор не приняли реальных мер для объективного расследования обстоятельств убийства в Эстонии российского гражданина", - говорится в заявлении официального представителя МИД России Михаила Камынина.
"В течение восьми месяцев после совершения преступления расследование ограничивалось допросами подозреваемых в убийстве Ганина, которые вскоре после задержания отпускались", - отмечается в документе. По словам Камынина, адвокат, представляющий интересы матери погибшего россиянина, неоднократно обращался в эстонскую прокуратуру с требованием предоставить ему материалы уголовного дела, однако прокуратура отказалась ознакомить защитника с необходимыми бумагами, ссылаясь на тайну следствия.
Между тем
Прокуратура Эстонии отвергла обвинения российского внешнеполитического ведомства в том, что расследование убийства Ганина зашло в тупик. "Это заявление не соответствует истине. Следствие по делу продолжается. Прошло восемь месяцев после его возбуждения, это меньше года. Но оно по-прежнему ведется, и говорить о тупике неверно", - пояснил пресс-секретарь Северной окружной прокуратуры Эстонии Геррит Мяэсалу.