В жилых домах в Воронеже, Казани, Железноводске, Новокуйбышевске, в строительном вагончике в Рязанской области и - вчерашнее сообщение - на базе металлоконструкций в Волгограде. Погибли 17 человек, пострадали - 27, отселены и эвакуированы - 149. Число жертв и объем разрушений уже не позволяют нам и дальше кивать на пресловутый "человеческий фактор". Пришла пора ловить бытового террориста.
Кто он такой, не обвязанный никакими "поясами шахида" и не поддающийся никакому отслеживанию ФСБ виновник трагедии? Мы не имеем больше права ограничиваться его самыми общими характеристиками. Придется составлять коллективный портрет по описанию выживших соседей, иначе взрывы не остановятся. Знания о том, что это одинокий пенсионер, обогревающий холодноватую комнату или недавно пополнивший районный средний класс "яппи", решивший без оглядки на технику газовой безопасности перепланировать свою квартиру, уже недостаточны. Тогда мы все потенциальные жертвы, и единственная наша страховка - электрическая плита. А может быть, виновник вовсе не пенсионер, а гастарбайтер, смело присоединивший к газовому баллону резиновую трубку? Или ответственный за эксплуатацию газового оборудования инспектор, обязанный всему дотошно научить хоть одинокого пенсионера, хоть офисного менеджера, хоть ремонтирующего что-то гастарбайтера, а также регулярно проверять состояние газового оборудования, вентиляционной системы, его эксплуатацию и пр.
Мы попросили прокомментировать фактор массовой и до конца не опознанной безответственности эксперта в области социальной психологии, заместителя директора Института психологии РАН, члена-корреспондента РАН Андрея Юревича.
- Коллективной безответственности, как и коллективной ответственности, не бывает, - подчеркнул он. - Обычно в таких случаях назначаются комиссии, которые и определяют, по чьей вине произошел взрыв. Должно последовать наказание, пропорциональное тяжести происшествия. Таких мер, как "вынесение выговора" или "увольнение с работы", в таких случаях явно недостаточно. Наказание должно быть гораздо более серьезным, чтобы ответственность за происшедшее не казалась шуточной. Важно преодолеть и корпоративные барьеры, ведь чиновники часто "не дают в обиду своих". Наказание в подобных случаях должно быть неотвратимым и пропорциональным тяжести происшедшего. Желательно, чтобы оно было поименным, народ должен знать своих антигероев. Безличной информации - "виновные понесли ответственность" - тут явно недостаточно.
В нашем обществе безответственность сегодня процветает. Может быть, потому, что, обретя долгожданную свободу, мы оказались к ней не вполне готовы. Многие у нас и понимают-то свободу как отсутствие ответственности. И так в самых разных социальных ситуациях. Это сказывается и на работе хозяйственников, и на том, как мы в быту пользуемся газом. Нам еще предстоит научиться правильно пользоваться свободой наряду с правильным пользованием газом.