Омск вполне может претендовать на звание "самого танкового города России". Местное танковое училище - старейшее в стране. Главный герой кинохита середины прошлого столетия "Парень из нашего города" - офицер-танкист, которого сыграл очень популярный Николай Крючков, по сценарию, учился именно в Омске. А еще этот сибирский город на весь мир прославился своими Т-80 - самыми быстроходными бронемашинами, получившими даже прозвище "летающих танков". Установленный на них газотурбинный двигатель позволяет 40-тонной громадине бегать по асфальту со скоростью 80 километров в час и совершать многометровые прыжки, преодолевая препятствия. В советские времена такие машины должны были обеспечить глубокий прорыв в тыл противника. Не случайно "восьмидесятками" чуть ли не поголовно вооружили танковые подразделения Группы советских войск в Германии. По замыслу командования, они за считанные дни должны были пройти через всю территорию Западной Европы, "вплоть до Ла-Манша". Правда, такие танки стоили дороже, чем их аналоги с дизельными двигателями. Но, утверждали генералы, цель оправдывала затраты.
Так считалось до начала 90-х годов, когда отечественная оборонка ушла в "глухую оборону". Для омских танкостроителей этот период растянулся почти на 15 лет. Завод, выпускавший в лучшие времена несколько сотен машин в год, полностью лишился заказов. Чтобы выжить, в цехах наладили иное производство, связанное с выращиванием осетров. Тяжелейший кризис казался практически неразрешимым, завод едва не обанкротили. Спас Указ президента России о формировании на базе "Уралвагонзавода" научно-производственной корпорации - по сути монополиста в производстве отечественных танков.
Надо сказать, что после выхода Указа из бюджета выделили почти миллиард рублей на погашение долгов Омского завода. А тут подоспели и заказы на ремонт и модернизацию имеющихся в войсках Т-80. Их, между прочим, несколько тысяч, и заранее можно сказать, что без работы заводчане теперь не останутся.
Сергей Иванов не скрывал, что создаваемый в России бронетанковый холдинг должен успешно конкурировать с ведущими западными транснациональными корпорациями.
- Его создание откроет путь к преодолению наметившейся в последние годы структурной разобщенности предприятий отрасли, - подчеркнул первый вице-премьер. - Это позволит исключить, скажем прямо, вредную конкуренцию за получение государственных средств.
Задача перед корпорацией стоит такая. К 2010 году интегрированные в единую структуру танкостроительные предприятия должны увеличить в 2,5 раза объем производства и в 5 раз суммарную прибыль. Она, по расчетам специалистов, может достичь 28,5 миллиарда рублей.
В Омске Сергею Иванову показали одну из самых засекреченных разработок заводчан - танк "Черный орел". По словам исполнительного директора предприятия Игоря Шумакова, использование на нем низкопрофильной башни серьезно увеличивает живучесть машины. Кроме того, "Черный орел" способен стрелять боеприпасами различного размера. Модернизационный ресурс танка эксперты оценивают 25 годами. Универсальная башня, по словам Шумакова, подходит под любые существующие у нас модификации танков, а при желании на "Черного орла" вместо газотурбинного двигателя реально установить дизель. Однако военных эта машина, похоже, заинтересовала мало. Во всяком случае, начальник Главного авто-бронетанкового управления минобороны генерал Николай Ершов сказал корреспонденту "РГ", что линейку бронетанковой продукции надо сужать.
- Мы ориентируемся на оснащение наших частей только двумя типами танков, - заметил генерал.
Каких именно, Ершов не уточнил. Однако известно, что пока ставка делается на продукцию "Уралвагонзавода" - танки Т-72 и Т-90. Кроме того, в Нижнем Тагиле уже проходит государственные испытания новейшая машина Т-95.
- Эти испытания продолжатся и в нынешнем, и в будущем годах, - сказал начальник ГАБТУ. - По их результатам будем принимать решение. Однако я не исключаю, что и этот танк станет лишь промежуточным вариантом на пути к более совершенной машине.
Вчера же в Омске первый вице-премьер Сергей Иванов побывал на местном нефтеперерабатывающем заводе. Это предприятие - лидер в нашей стране по производству бензина. Только в прошлом году здесь произвели 3,5 миллиона тонн топлива, причем 75 процентов его - это высокооктановые бензины.