По словам министра транспорта Игоря Левитина, эффективно функционирующая конкурентоспособная железнодорожная сеть в России будет сформирована к 2010 году, и за счет этого отрасль сможет получить порядка 200 миллиардов рублей инвестиций. Только с момента начала реформы к 2007 году частными компаниями-операторами было инвестировано в подвижной состав более 100 миллиардов рублей, что позволило серьезно обновить и увеличить транспортный парк. Процесс его переоснащения уже идет - только в 2006 году железнодорожные компании приобрели более 32 тысяч современных вагонов.
В то же время очевидно, что, как отмечал глава государства на совещании по вопросам железнодорожного транспорта, успех инвестиционной политики будет зависеть от будущей модели рынка транспортных услуг. И нужно уже сейчас заложить условия для нормальной конкуренции в различных сферах железнодорожного бизнеса и прежде всего в перевозочной деятельности, предоставлении локомотивной тяги, а также в ремонтных услугах на равных условиях.
Очень многое будет зависеть от того, какое решение примет правительство по дальнейшим шагам реформирования ОАО "РЖД", поскольку очень важно не создать "каких-то монстров, которые задушат конкуренцию", отмечает российский лидер. Особое внимание необходимо сосредоточить на деятельности госкорпораций, "чтобы они не подавляли другой бизнес" и чтобы не пришлось их потом "демонополизировать".
Кабинет министров четко реализует эти распоряжения президента России. А для правительственной комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта, которую возглавляет первый вице-премьер Сергей Иванов, эта тема стала одной из ключевых. Оно и понятно: сегодня от расторопности транспортников зависят не только отдельные граждане, но и целые отрасли.
По мнению первого вице-премьера, структурные изменения и создание ОАО "РЖД" помогли стране вернуться в десятку мировых транспортных лидеров. Но для России это не конечная станция. Для ускоренной интеграции в глобальную экономику нам нужно четко определить эффективную модель отечественного рынка железнодорожных услуг. Сергей Иванов так сформулировал четыре условия его формирования. Во-первых, реформу железнодорожного транспорта надо обязательно увязывать с интересами населения. Нельзя забывать, что поезда сегодня выполняют до 80 процентов всех перевозок в стране. Во-вторых, важно обеспечить равные условия конкуренции для всех участников таких перевозок. Третье - любые структурные преобразования обречены на провал, если заранее не продумать, как обновлять и технически обслуживать транспортный парк России. Наконец, необходимо вплотную заняться экспортом железнодорожных услуг. Наша страна вследствие уникального географического положения должна стать связующим звеном между Европой и Азией, а без современной транспортной инфраструктуры, в том числе развитых логистических комплексов, эту задачу не решить.
Сергей Иванов предлагает не забывать о социальном аспекте железнодорожной реформы.
- Она ни в коем случае не должна ударить по рядовому пассажиру, и тем более проводиться за его счет, - считает первый вице-премьер.
Другими словами, цены на билеты не должны быть заоблачными, а скорость перевозок и комфортность в поездах соответствовать мировым стандартам. Такого можно добиться, когда есть конкуренция и пассажир вправе выбирать не только вид транспорта, но и компанию-перевозчика. К конкуренции в авиации, на морском и речном транспорте, в автомобильных перевозках россияне давно привыкли. Теперь она появится и на железных дорогах. Наличие альтернативных компаний в кабинете министров и минтрансе только приветствуют.
О необходимости создавать здоровую конкурентную среду в экономике в целом и в отрасли железнодорожных перевозок в частности регулярно напоминает и другой первый вице-премьер, кандидат в президенты РФ Дмитрий Медведев. "Рассматривать Россию как совокупность ряда крупных государственных компаний опасно. Прежде всего вокруг государственных компаний не может (а в ряде случаев и не должна) формироваться частная среда. Соответственно, государственные компании сами по себе не обеспечивают рост среднего и малого бизнеса. А он основа любой экономики, основа гражданского общества. Кроме того, государственные компании не могут полноценно конкурировать друг с другом, ведь у них один собственник. А хозяин не должен конкурировать с самим собой. Стало быть, государственный капитализм - путь к полному монополизму и стагнации в экономике", - отмечал Медведев в интервью журналу "Эксперт" еще в 2005 году.
"Я не считаю, что государственные корпорации более эффективные, чем частные. Напротив, я придерживаюсь противоположной точки зрения...", - сказал Медведев в интервью газете "Ведомости" в июле 2007 года.
Вторит Д. Медведеву и вице-премьер Александр Жуков. России нужно быстрее добиваться появления независимых перевозчиков, только в этом случае частные инвестиции будут поступать в отрасль и повысится качество предоставляемых услуг, говорил он на заседании правительства в конце 2006 года. "Частный капитал придет туда, где будет конкуренция", - уверен вице-премьер РФ.
Все это свидетельствует о том, что представители высшего российского руководства весьма решительно настроены следовать путем либерализации рынка транспортных услуг. Внимание президента России и его ближайших помощников к данной проблеме позволяет надеяться на то, что к 2010 году у нас в стране будет эффективная транспортная отрасль, способная конкурировать с лучшими зарубежными аналогами.