В понедельник появилась информация о том, что судебные приставы в Париже наложили арест на ряд счетов российских учреждений и компаний, доля из которых принадлежит государству. К вечеру того же дня российский минфин официально заявил, что "российская сторона намерена опротестовать судебный приказ о наложении ареста на банковские счета российских организаций и потребовать от компании "Нога" возмещения ущерба, нанесенного в результате незаконного ареста российских активов. Министерство иностранных дел в понедельник вечером направило по дипломатическим каналам соответствующую ноту французским властям", - сказано в пресс-релизе. Однако, добавили в ведомстве, "ни на одном из этих счетов не размещены средства, принадлежащие правительству Российской Федерации".
На вопрос корреспондента "РГ", какие действия предпримут российские власти, источник в минфине ответил: "Соответствующую ноту уже направил МИД".
И добавил: "Арестованы счета ряда российских компаний, поэтому протесты на действия судебных приставов должны направлять юристы этих компаний". Что касается государства, то раз речь не идет о средствах, принадлежащих правительству РФ, то власти ограничатся лишь нотой со стороны МИДа. Другими словами, за долгую тяжбу российского правительства с фирмой "Нога" придется расплачиваться теперь российскому бизнесу, которому "повезло" с государственным участием.
На сторону владельцев арестованных счетов решил стать председатель Счетной палаты Сергей Степашин. Он, в частности, считает, что Российское государство должно подать судебные иски против людей, стоящих за компанией "Нога". Более того, заявил он, "позиция нашего государства должна быть более активной и более наступательной в вопросе, связанном с компанией "Нога", которая продолжает шантажировать Россию". "Почему нам, к примеру, не арестовать имущество руководителей компании "Нога"? - спросил он.
Однако, похоже, не все так гладко в этой истории. Несмотря на неоднократные уверения, что с "Ногой" все решено, скандальная "Нога" продолжает заявлять о себе вновь и вновь. По признанию корреспонденту "РГ" источника в ВЭБе, она сможет делать это и дальше. Договор, который был в начале 1990-х годов заключен с "Ногой" под гарантии правительства, готовился почему-то без участия экспертов Внешэкономбанка СССР, которые традиционно сопровождали подобные сделки. Поэтому, уверяет эксперт, документ содержит огромное количество лазеек, которые позволяют находить повод для очередных судебных исков. При этом, отметил он, обычная судебная тяжба с "Ногой" уже сильно отдает политикой. Пока будет жива "Нога", перед Россией будет всегда стоять проблема ареста государственного имущества, будь то средства Стабфонда, которые предполагается вложить в иностранные ценные бумаги. Будь то просто инвестиции крупных российских компаний с долей госучастия. В этой истории до сих пор много "темных пятен", а общественности известны только малые детали этой сделки.