16.01.2008 04:20
    Поделиться

    Александр Снегур: Прикамье подтверждает статус либерального региона, где формируется конкурентная среда

    Деятельность прикамской антимонопольной службы не дает расслабляться ни чиновникам, ни бизнесу

    В прошлом году управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Пермскому краю заняло первое место в рейтинге территориальных управлений России.

    С момента появления этого органа его основной задачей было и остается создание конкурентной среды для бизнеса. Какие механизмы используют прикамские антимонопольщики? С какими проблемами они сталкиваются? На эти и другие вопросы корреспондента "РГ" ответил исполняющий обязанности руководителя УФАС по Пермскому краю Александр Снегур.

    "Неудобный" закон

    Российская газета: Александр Анатольевич, сравнительно недавно в деятельности антимонопольной службы появилось новое направление, связанное с контролем размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Каковы предварительные итоги этой работы?

    Александр Снегур: Начну с того, что напомню: до 1 января 2006 года нормативная база, которая регулировала отношения, связанные с размещением госзаказа, была минимальной. По сути, она позволяла чиновникам во многих ситуациях действовать по своему усмотрению. После вступления в силу закона №94-ФЗ процедура размещения заказов предельно ужесточилась. Как результат: за 2007 год к нам поступило более 370 жалоб от участников размещения государственных и муниципальных заказов, обнаруживших в ходе их проведения те или иные нарушения. Каждую из полученных претензий мы внимательнейшим образом рассмотрели, и в абсолютном большинстве они были признаны обоснованными.

    РГ: Более 370 жалоб - это много или мало?

    Снегур: В этом вопросе Пермский край является рекордсменом. Это и огорчает, и в то же время вселяет определенный оптимизм. Да, мы выявляем немало фактов подавления конкуренции. Но вместе с тем Прикамье подтверждает статус либерального региона, где формируется конкурентная среда и где население и бизнес не дают расслабляться власти. Сегодня антимонопольная служба наделена правом проведения плановых и внеплановых проверок, рассмотрения дел об административных правонарушениях в этой сфере и наложения штрафов за нарушения чиновниками конкурсных норм. К слову, минимальный штраф, который может быть наложен на должностное лицо за нарушения в данной сфере, начинается сейчас с 30 тысяч рублей.

    РГ: Много ли должностных лиц было привлечено к административной ответственности за нарушения в этой сфере?

    Снегур: За весь прошлый год - тридцать один человек. Если говорить о конкретных примерах, то один из самых ярких по своему цинизму случаев произошел в Очерском районе - там начальник отдела капитального строительства, действуя по указанию главы муниципального образования, приобрел на бюджетные деньги дорогостоящую иномарку. При этом на покупку автомобиля ушли средства, предназначенные для реализации проекта "Региональная школа", и никаких процедур размещения заказа там не проводилось. Когда виновника привлекли к административной ответственности, он попытался оспорить действия через суд, но тот подтвердил правоту антимонопольной службы.

    Кроме того, нами было пресечено немало случаев, связанных с попытками органов власти ограничить конкуренцию и создать определенным хозяйствующим субъектам преимущества при допуске к государственному или муниципальному заказу. Так, довольно долго велись тяжбы с министерством здравоохранения края и управлением здравоохранения города Перми. Дело в том, что эти структуры при проведении конкурсов на приготовление лечебного питания в больницах установили требование о том, что участники должны иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности по специальности "Диетология". Это требование носит незаконный характер, поскольку не относится к фактическому предмету конкурса и ограничивает круг потенциальных участников размещения данного заказа. Словом, мы вынесли предписание, оно было обжаловано в суде, тот признал наши действия правильными, и сегодня краевые учреждения здравоохранения устранили эти нарушения. Что касается управления здравоохранения Перми, то здесь тяжба пока что продолжается.

    Еще одна наша проверка завершилась тем, что в отношении главы территории было возбуждено уголовное дело. Речь идет о Лысьве, где администрация проводила конкурс на ремонт автодорог. Изучив документацию, мы выяснили, что победитель был выбран субъективно - им стала организация, с которой глава территории связан прямыми бизнес-интересами.

    РГ: В каких отраслях чаще всего допускаются нарушения при размещении заказов?

    Снегур: Наибольшее количество нарушений фиксируется при проведении конкурсных процедур в учреждениях здравоохранения. Кроме того, очень много жалоб поступает на дорожное агентство Пермского края. Правда, надо отдать должное его руководителям - они выполняют все наши предписания. К тому же это очень специфическая сфера: при незначительном объеме строительства в России частных дорог предприятия, занимающиеся дорожно-строительной деятельностью, других шансов найти работу, кроме госзаказа, просто не имеют. Да и деньги туда поступают нешуточные: миллионы, а то и миллиарды рублей. Вот и бьются подрядчики за каждый заказ, фиксируя малейший промах заказчика.

    РГ: А как на закон о государственном и муниципальном заказе реагируют чиновники?

    Снегур: Думаю, для многих из них это очень "неудобный" закон. Однако реальная экономия бюджетных средств (по России она за время его действия составила 179 миллиардов рублей - огромная цифра) говорит о том, что сегодня он реально работает.

    Самая серьезная санкция - штраф в размере 15 процентов от годовой выручки компании-нарушителя

    Был ли сговор?

    РГ: Осенью прошлого года правительство поручило Федеральной антимонопольной службе разобраться, какие обстоятельства привели к росту цен на продукты питания. Что показало ваше расследование?

    Снегур: Мы потратили много времени на проверку деятельности компаний, занимающихся производством и реализацией продуктов питания. Что выяснилось? В основном всплеск цен был вызван объективными причинами - об этом уже много писали в СМИ, и я не буду повторяться. В то же время каждое звено "продовольственной цепочки" - от производителя до розничного продавца - постаралось воспользоваться ситуацией и получить на этой волне дополнительную прибыль. Однако говорить о том, что они имели возможность воздействовать на общие условия обращения товаров, мы не можем. Дело в том, что рынки продовольственных товаров по своему составу являются низкоконцентрированными, то есть на них действует много продавцов и покупателей. В крае есть несколько птицефабрик, поставляющих в Пермь свою продукцию. Однако ее с тем же успехом может привезти в регион любое хозяйство из соседней области. Так что утверждать, что какая-то из птицефабрик имеет доминирующее положение на этих рынках, мы не можем. А раз нет доминирующего положения - нет и злоупотребления.

    РГ: А случаев сговора между производителями или продавцами вы не обнаружили?

    Снегур: Повторю: на рынках - как прикамском, так и общероссийском - действует очень много хозяйствующих субъектов. Сговор всех со всеми - это нереально.

    Тем не менее одно дело в ходе проверок мы все-таки возбудили. Его фигурантом оказалось ФГУП "Пермский свинокомплекс". Это предприятие ограничивало поставки своей продукции, направляя ее по бросовой цене одному-единственному юридическому лицу, зарегистрированному в Московской области. Налицо - злоупотребление доминирующим положением.

    РГ: Еще одна головная боль населения - цены на бензин…

    Снегур: Да, цены на бензин растут. И поскольку на территории края есть крупное предприятие, занимающееся реализацией нефтепродуктов, то вроде бы было логичным признать, что оно занимает доминирующее положение. Но в  данном случае рост цен на бензин напрямую связан с увеличением стоимости нефти на мировых рынках. К тому же, если мы изучим ситуацию, допустим, в Татарстане, то обнаружим, что стоимость бензина там ничуть не ниже, чем в Прикамье. То же самое касается Екатеринбурга, Ижевска, Уфы.

    Так что до тех пор, пока цена на нефтепродукты не будет отнесена к разряду регулируемых, мы вряд ли сможем как-то влиять на нее в рамках действующего антимонопольного законодательства.

    Штрафы ввели в оборот

    РГ: Не так давно большие нарекания у потребителей вызывала некорректная реклама кредитных услуг. Сегодня что-то изменилось?

    Снегур: В общем, да. Нами было рассмотрено несколько дел в отношении банков и кредитных кооперативов, на них были наложены административные штрафы. И это, в том числе, принесло свои результаты. Если прежде банки и кредитно-потребительские кооперативы граждан указывали в рекламе свою процентную ставку и скромно умалчивали о разного рода комиссионных сборах, то теперь они перестали столь откровенно вводить людей в заблуждение. Зато выявилась другая проблема: отдельные представители банковского сообщества начали на щитах и в газетных модулях крупными буквами печатать условия предоставления кредита, а внизу мелким шрифтом - размер комиссионных. То же самое можно сказать и о телерекламе, в которой эти дополнительные условия появляются в титрах бегущей строкой буквально на две секунды - и тут же исчезают. Сейчас мы боремся с подобными нарушениями, и уже возбуждено несколько дел.

    РГ: Недавно у антимонопольной службы появись новые рычаги - оборотные штрафы и государственная и муниципальная помощь. Что это такое?

    Снегур: Оборотные штрафы могут налагаться за злоупотребление доминирующим положением, недобросовестную конкуренцию и картельные сговоры. Причем штраф может быть наложен просто за сам факт таких действий - раньше этого не было. Самое серьезное здесь - его размер: при начислении штрафа речь может идти о 15 процентах от годовой выручки компании-нарушителя. Новшество появилось в мае прошлого года, и мы уже применили первую крупную санкцию по отношению к Пермской ГРЭС.

    А появившееся недавно понятие государственной и муниципальной помощи означает, что органы власти и местного самоуправления могут предоставлять преимущества отдельным хозяйствующим субъектам путем передачи им имущества или иных объектов гражданского права. Но дается эта льгота для строго определенных целей и с предварительного согласия антимонопольного органа. Благодаря такой помощи можно, к примеру, решить затянувшиеся споры между пермскими творческими союзами и городской администрацией.

    РГ: Означает ли это, что затянувшийся "арендный" спор между региональным отделением Союза художников и пермской мэрией наконец-то завершится?

    Снегур: Да, он завершится. И у пермских художников все, надеюсь, будет хорошо.

    Поделиться