16.01.2008 02:55
    Поделиться

    В Приморье снят запрет на разглашение данных архивов краевого комитета КПСС

    Тайными перестали быть документы периода 1930-50-х годов и несколько дел за 1980-е годы. От грифа "секретно" избавили как действительно важные материалы, содержащие гостайну, так и повседневные папки, которые шифровали на всякий случай.

    Но это только один из этапов большой работы. В общей сложности сотрудникам Приморского госархива, которым в начале 1990-х передали документы крайкома компартии, предстоит сделать общедоступными 495 тысяч дел. Всего же с 1995 года, когда только начали активно работать с секретными досье, запретную печать сняли с 324 533 документов.

     

    Экспертиза секретности

    Как рассказывает заместитель директора Приморского государственного архива и председатель комиссии по рассекречиванию государственного архива Приморского края Екатерина Танцуренко, решает дальнейшую судьбу бывших секретными документов межведомственная экспертная комиссия при администрации края:

    - Когда истекает срок хранения документов под грифом "секретно", мы приглашаем людей из тех ведомств, которых прямо касается содержание папки и которые определяют степень важности содержащихся в ней сведений, - объясняет Екатерина Ильинична. - В прошлом году с нами работали 13 экспертов.

    Так, представители департамента здравоохранения администрации края просматривали документы о противочумной станции, о военных госпиталях на территории края в годы Великой Отечественной войны, о госпиталях для японских военнопленных и решали, обнародовать ли содержащиеся в них факты. Специалистов комитета промышленности администрации края интересовали документы, касающиеся оборонных предприятий края. Постоянно работают с секретными архивами, содержащими сведения о различных правонарушениях, представители краевого УФСБ и прокуратуры. Документы о строительстве бомбоубежищ в 1940-50-е годы заинтересовали сотрудников главного управления МЧС России по Приморскому краю.

    Даже если срок давности и секретности дела истек, сведения, относящиеся к тайне личной жизни, не разглашают

    С государственным архивом сотрудничают и природоохранные организации. Их в основном интересуют дела по добыче полезных ископаемых, в минувшем году в зону их внимания попали материалы по разработкам месторождений золота и олова, до последнего времени остававшиеся тайной. Так, секретной была справка Приморского геологического управления о старательских работах по добыче золота в крае, стоимости драгметалла, хранили в тайне и названия приисков. По сведениям из рассекреченного документа от 20 мая 1966 года, в крае добыли около 23 тысяч тонн золота, из них 14 тысяч килограммов рассыпного.

    Записки о фактах загрязнения окружающей среды подразделениями Тихоокеанского флота читали военные. В бывших тайных бумагах говорится, что во Владивостоке в 1980-е годы ежесуточно с нефтебаз воинских частей, расположенных на полуострове Эгершельд и мысе Голдобина, в Золотой Рог и Амурский залив сбрасывали около восьми тонн вредных веществ. Этот факт напомнил автору о нашумевшем деле коллеги Григория Пасько. Он обвинялся и даже был осужден за то, что, в частности, предал гласности факты слива военными судами вредных веществ в акваторию Японского моря. Значит, прав был все­таки.

     

    Негатив под печатью

    Сложность при рассекречивании партийных документов еще и в том, что в КПСС не соблюдали традиционные требования к ведению делопроизводства, которое в принципе разделяется на общее и секретное. Партийные функционеры засекречивали все подряд. Так что до сих пор непонятно, какая такая гостайна кроется в постановлении о проведении хоккейного турнира "Золотая шайба" или шахматных соревнований "Белая ладья"? Секретными были и бумаги о проведении митингов, о составе и численности краевого партийного отделения КПСС: национальность, пол, возраст его членов. Методы партийной работы тоже хранили под печатями.

    И, естественно, под запретом была вся негативная информация. Только сейчас стали общедоступными сведения о гибели торгового судна в 1983 году. С современной точки зрения непонятно, почему этот факт скрывали. Причиной гибели 22 членов экипажа стало преступное нарушение правил безопасности мореплавания, пренебрежение нормами технической эксплуатации - судно находилось в аварийном состоянии и не должно было выходить в море. В докладной записке также сообщалось, за 11 месяцев 1983 года на предприятии, которому принадлежало судно, произошло четыре аварии и столько же ЧП, в основном из-за неудовлетворительного технического состояния.

    Хотя на поверку оказывается, что большинство сведений не такая уж тайна, но специалистам архива все равно приходится перелопачивать каждую бумагу. А работа с более серьезными сведениями еще более кропотлива.

    - Самая напряженная работа еще впереди, - продолжает Екатерина Танцуренко. - Мы взялись сначала за простые дела, чтобы люди могли свободно работать с ними без получения допуска.
    Но бывает и так, что при рассмотрении особо заковыристых и тайных документов приглашают пять-шесть экспертов.

     

    Японские тайны

    Сведения из секретных папок многим пригождаются в работе. Так, в прошлом году сотрудники Приморского госархива издали сборник документов "Японские военнопленные в Приморье". Из 122-х документов, содержащихся в нем, 93 взяты из рассекреченных архивов КПСС.

    Здесь и справка о ходе подготовки края к приему японских военнопленных в УНКВД по Приморскому краю. В документе от 4 сентября 1945 года уже четко расписано, куда и сколько надо направить пленных:

    - На предприятие "Приморскуголь" требовалось 25 тысяч человек, в лесозаготовки - 18 тысяч, на строительство - две тысячи, - листает пожелтевшие от времени листы Екатерина Ильинична. - Вот туда и попали военнопленные из Японии.

    Условия размещения их явствуют из докладной записки Тетюховского райкома ВКП(б): в марте 1946 года в лагерях не было бань, прачечных, сушилок, поэтому появились вши, болезни среди лагерного контингента, но лечить военнопленных было негде, медпунктов в лагерях, как оказывается, тоже не было. Из докладной записки от 19 апреля 1946 года из этого же партийного комитета видно, что неуклонно увеличиваются случаи травм, несчастных случаев, смертельных исходов. Лагерное руководство принимало меры: вывешивали на видных местах требования безопасности на японском языке, собирали бригадиров на инструктажи по технике безопасности.

    Доставалось и руководителям лагерей. В документах о соцсоревнованиях среди производственных бригад встречаются любопытные факты. Так, в одном из соревнований победили японские военнопленные, а руководитель, вручивший им знамя, получил от вышестоящих руководителей­коммунистов по шапке.

    Другой начальник был наказан за то, что поселил у себя портного-японца. Умелец из Страны восходящего солнца обшивал все руководство лагеря. Третий руководитель на совещании в присутствии японских военнопленных рассказывал о технологии и объемах добычи угля, а это секретные данные. Он также упомянул, что плохо работают не только японские военнопленные, но и русские, особенно репатрианты, за что тоже пострадал.

     

    Личная жизнь под замком

    Ежегодно архивисты просматривают около двух тысяч дел. Рассекречивают как планово, так и по заявкам пользователей, в основном, исследователей или историков. Снимают грифы, потерявшие со временем актуальность, не наносящие ущерба безопасности страны.

    В любом случае, даже если срок давности и секретности дела истек, сведения, относящиеся к тайне личной жизни, не разглашают:

    - Таких документов очень много, особенно в личных делах коммунистов, где есть не только сведения о месте работы человека, но и о его семье, здоровье, проступках, - говорит Екатерина Танцуренко. - Так, никогда не станет общедоступным и милицейский список женщин-жертв насилия, или перечень валютных проституток с фамилиями и адресами, подготовленный в 1988 году в райкоме одного из городов Приморья. Тайна личной жизни, даже через десятилетия остается тайной.

     

    Кстати

    Согласно Закону "О государственной тайне", документы засекречивают на 5, 10, 15 лет. Максимальный срок засекречивания - 30 лет. Отдельные досье хранятся 48 лет. Официально продлевают срок секретности через межведомственную комиссию по гостайне в Москве. Выделяют три стадии секретности: "секретно", "совершенно секретно", "особо важно". Дел особой важности в Приморье пока не было.

    Поделиться