16.01.2008 04:25
    Поделиться

    На Урале снова выдают водительские права международного образца

    В Управлении ГИБДД ГУВД по Свердловской области возобновили выдачу пластиковых водительских удостоверений международного образца. С сентября прошлого года милиционеры отказывали автомобилистам в получении этих документов, ссылаясь на решение суда, запретившего госавтоинспекции брать с водителей дополнительную плату за изготовление пластиковых удостоверений.

    О ситуации, сложившейся вокруг пластиковых "корочек", выпуск "Урал" писал несколько раз. Напомним вкратце суть истории. С появлением в России пластиковых прав международного образца водители платили за их изготовление по 250 рублей. Но в 2005 году федеральный центр поручил регионам оплачивать так называемую спецпродукцию из их казны. Все подчинились. И только на Среднем Урале деньги на производство пластиковых прав "традиционно" черпали из карманов водителей. Однако минувшим летом один из юридически грамотных автомобилистов, которому пришло время обменять права, отказался платить за изготовление пластикового удостоверения и обратился в суд. Там признали правоту истца, а действия управления ГИБДД квалифицировали как незаконные. В ходе судебных слушаний выяснилось также, что договор УГИБДД с производителем удостоверений закончился еще в феврале, но изготовитель, как и до 2005 года, исправно получал деньги с автомобилистов - не менее 30 миллионов рублей в год, полагают эксперты. Они также утверждают, что это высокорентабельный бизнес: при 35-рублевой себестоимости производства удостоверения водитель платил 250 рублей.

    Суд потребовал от руководства областной службы прекратить поборы с автомобилистов и заключить договор с изготовителем удостоверений, предварительно определив последнего на конкурсной основе. Однако милицейские начальники выполнили лишь первую часть судебного решения: прекратили сбор денег за пластиковые удостоверения, а заодно приостановили их выдачу, оставив лишь обычные ламинированные права, не имеющие международного хождения. Свои действия объяснили просто: суд запретил брать деньги с граждан, а бесплатно изготовитель "пластика" работать не будет.

    Между тем в решении суда было указано: отказ в выдаче документов международного образца незаконен, поскольку ограничивает гражданские права уральских водителей и ущемляет их интересы. Иными словами, автомобилисты не виноваты в проблеме и не должны страдать, если милицейские чины оказались нерасторопны и вовремя не наладили отношения с производителем удостоверений. Кстати, интересный факт подметили водители: пластиковые удостоверения в регистрационно-экзаменационном отделении (РЭО) УГИБДД выдавали тем, кто успел оплатить изготовление удостоверений до сентября. Странно, ведь суд, о котором шла речь выше, состоялся в июле, а значит, с этого времени незаконные поборы должны были прекратиться.

    По мнению некоторых наших собеседников, решение проблемы затянется, поскольку областной бюджет-2008 давно сверстан. Как рассказал корреспонденту "РГ" глава областного кабинета министров Виктор Кокшаров, в главном финансовом документе действительно нет статьи расходов на изготовление пластиковых водительских документов. А спикер Свердловской областной Думы Николай Воронин окончательно разъяснил ситуацию.

    - На обеспечение милиции, в том числе госавтоинспекции, мы заложили около пяти миллиардов рублей, - сообщил он. - Специальной строчки о приобретении пластиковых удостоверений в этих затратах нет, но руководство ГУВД может самостоятельно отрегулировать вопрос внутри ведомственных расходов. Это зависит от расторопности тех людей, которые отвечают за решение данной проблемы.

    По поводу расторопности… Все можно было предусмотреть еще в 2006 году, помня, что договор с изготовителем водительских документов заканчивается в феврале 2007-го. Но в УГИБДД забыли о том, что, упустив сроки, придется действовать в обход закона, и продолжали сотрудничество с производителем удостоверений без договора, без проведения конкурса на поставку пластиковой продукции. Проглядели бы и этот год, не разразись скандал на всю страну. Пришлось разруливать ситуацию в авральном режиме.

    И вот читатели сообщили нам, что в РЭО возобновили выдачу пластиковых удостоверений международного образца. Как так?

    - Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, решили заключить временное соглашение с изготовителем пластиковых удостоверений, - говорят в управлении ГИБДД. - Из бюджета ГУВД выделено 100 тысяч рублей, чего должно хватить примерно на четыре тысячи удостоверений. Как раз к тому времени проведем конкурс среди производителей спецпродукции. Будет заключен договор с победителем конкурса, возобновлен выпуск удостоверений международного образца, и положение постепенно выправится, - заверили нас в госавтоинспекции.

    Однако представители общественности не столь оптимистичны.

    - Не знаю, для чего это делается, - сообщил Владимир Селянин, водитель, подавший в суд на УГИБДД после того, как его попросили оплатить изготовление пластиковых прав. - Скорее всего, чтобы немного пригасить скандал. Но это вряд ли получится, потому что необходимость в пластиковых удостоверениях ежемесячно составляет 10 тысяч штук, что подтверждает изготовитель. Наверняка, это связано с тем, что на днях состоится еще одно судебное разбирательство - по иску от имени автомобилистов Свердловской области, не получивших документов, гарантированных им законом.

    Сейчас вряд ли есть смысл искать мотивы, которые двигали милицейскими командирами, нарушившими законодательство. По одной версии, в ГИБДД сознательно забывали про требования закона в этой сфере, якобы деля прибыль с изготовителем удостоверений. По другой - сказалась несогласованность внутри областного милицейского ведомства: дескать, "гаишники" не предупредили главк, а там, не зная ситуации, не учли эти затраты в запросах к минфину. Авторы третьей версии утверждают, что корни возникшей проблемы кроются в недрах минфина, где не могли дать гарантий по поводу финансирования, а значит, не было смысла объявлять конкурс на право изготавливать удостоверения международного образца. Четвертые уверены, что суть в несовершенстве законодательства, когда по-старому действовать нельзя, а по-новому не получается.

    Наверное, все эти доводы имеют под собой основание. Однако вопросы все равно остаются. Почему нигде в стране, кроме Свердловской области, не возникло таких проблем? Кто ответит за незаконные поборы и вернет деньги, изъятые у автомобилистов? Кто возместит ущерб тем уральцам, кого милиционеры самочинно ограничили в правах на управление автомобилем за рубежом?

    Поделиться