Поводом к этому послужил третий за последние полгода взрыв бытового газа в жилых домах региона. Первый случился в августе прошлого года в тольяттинской пятиэтажке (погибли 3 человека). Через пару месяцев рвануло в областном центре, в элитарном доме оказались разрушенными четыре новехонькие квартиры, стоящие безумных денег. Во время пожара, возникшего после взрыва, обширные ожоги получил один человек, впоследствии скончавшийся в больнице. А позавчера рвануло в городе Новокуйбышевске, жертвами взрыва стали более десятка человек. Один погиб во время взрыва, другой с ожогами, занимающими около половины поверхности всего тела, в тяжелом состоянии находится в городской больнице. Там же с травмами различной степени тяжести и обострениями хронических болезней - еще 7 человек.
Взрыв произошел в угловой квартире четвертого этажа. В результате и эта квартира под N 13, и та, что находилась над ней, полностью разрушены. От взрыва серьезно пострадала еще пара квартир, а все остальные от пола до потолка были залиты во время тушения пожара. Борьбу с огнем большой силы несколько часов вели семь пожарных расчетов.
Руководитель Главного управления ГО и МЧС по Самарской области полковник Петр Фомин в разговоре с корреспондентом "РГ" подчеркнул, что весь дом от разрушения спасло то, что он построен еще на рубеже семидесятых годов из монолитных блоков и плит, которые выдержали страшный напор взрывной волны. Современное домостроение, по мнению полковника МЧС, может только завидовать такой прочности.
- Версия о том, что причиной взрыва стало нарушение правил пользования газовым оборудованием, на наш взгляд, сомнению не подлежит, - говорит руководитель следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Самарской области Юрий Слива. - Возможность какого-либо теракта полностью исключается.
Все три десятка жильцов многострадального подъезда, которым не требуется какое-либо лечение, временно переехали к родственникам или размещены в социальных гостиницах и профилакториях. Мэр Новокуйбышевска Олег Волков обещал выделить всем пострадавшим материальную помощь в сумме от 50 до 300 тысяч рублей. А губернатор Владимир Артяков заявил, что область окажет Новокуйбышевску помощь в реконструкции разрушенного жилья.
В разговоре с корреспондентом "РГ" подчиненные Петра Фомина подчеркнули, что мощность взрыва была очень большой, что свидетельствует о высокой степени концентрации газа в месте взрыва - на кухне. Это однозначно говорит о том, что кухонная форточка вопреки всем требованиям безопасности была закрыта и помещение не проветривалось. А вытяжная вентиляция за почти сорок лет существования дома пришла в полную негодность.
Один из жителей дома, услышав наш разговор, подтвердил:
- Конечно, мы всегда закрываем все форточки, в доме всю зиму холодрыга стоит, и мы постоянно мерзнем.
У следователей, работающих по факту взрыва, есть сведения о том, что погибший при взрыве мужчина делал ремонт в 13-й квартире. Очевидно, он и стал невольным виновником трагедии.
- Газ хотя и огромное удобство в жизни, но очень опасная субстанция, - подчеркнул в разговоре с корреспондентом "РГ" главный инженер Средневолжской газовой компании Александр Семенов. - Любое отклонение от правил пользования может привести к самым тяжелым последствиям. Но люди как-то мало обращают внимание на соблюдение этих правил. Зачастую в погоне за эксклюзивным интерьером владельцы квартир без согласования производят перепланировку помещения, где установлены газовые приборы, закрывают газовые трубы коробами, замуровывают их в стены. А еще страшнее, когда нетерпеливые новоселы самостоятельно подключаются к газоснабжению...
- Лет 15-20 назад газ подавался в новые дома не только после сдачи дома госкомиссии, но и после того, как все жильцы прошли соответствующий обязательный инструктаж, - говорит Виктор Фомичев, много лет проработавший в куйбышевском горгазе. - Были случаи, когда из-за пары-тройки жильцов, не прошедших инструктаж, во всех остальных квартирах люди по нескольку месяцев пользовались электроплитками. Но ни у кого и мысли не возникало, что можно самостоятельно снять заглушку и подключиться.
Выяснилось, что если раньше слесари раз в месяц обходили всех жильцов и проводили профилактику, то сейчас это делается раз в год, и то за деньги.
- Я, к примеру, плачу за газ по счетчику 3 рубля в месяц, рассказывает Виктор Фомичев. - А за так называемое обслуживание внутридомового газового оборудования, то есть плиты, что стоит на кухне, и трубы к ней, ежемесячно выкладываю 39 (!) рублей - в 13 раз больше. При этом ко мне лишь один раз приходила какая-то девчушка, посмотрела издалека на плиту и попросила сделать отметку о своем визите. Человеческий фактор в газовых взрывах, конечно, есть. Но еще есть и огромная вина современных моих коллег, которые совсем прекратили заниматься и профилактикой, и контролем за соблюдением техники безопасности жильцами. В результате мы и получаем взрыв за взрывом по всей стране. И, к сожалению, их будет все больше и больше, так как газовое оборудование старится и выходит из строя.