16.01.2008 04:00
    Поделиться

    Андрей Шитов: Российская тема в полемике кандидатов на пост президента США почти не звучит

    Любые политические выборы - помимо всего прочего референдум об отношении к действующей власти. В нынешней президентской предвыборной гонке Америка требует перемен. Считается, что победить на выборах должен тот, кто сможет лучше других убедить соотечественников в своей способности вывести страну на новый, более перспективный курс. 

    Преимущество в этом споре заведомо на стороне оппозиционеров-демократов. У них бывшая первая леди страны Хиллари Клинтон, вырвав 8 января победу в штате Нью-Гэмпшир у своего основного соперника, молодого темнокожего сенатора из Иллинойса Барака Обамы, вернула себе статус лидера и фаворита гонки. Но ореол непобедимости, окружавший Клинтон весь прошлый год, полностью развеян. И теперь американские политологи в один голос говорят, что борьба на предвыборной дистанции, скорее всего, окажется затяжной и упорной. 

    Первый раунд этой схватки, состоявшийся третьего января в Айове, Обама выиграл вчистую. Это был исторический прорыв во внутриполитической жизни США: впервые афроамериканец, претендующий на высший государственный пост, собрал большинство голосов в практически чисто "белом" штате. К тому же он отметил это достижение яркой победной речью, которую тут же стали сравнивать с легендарными текстами Джона Кеннеди. 

    Название этой речи - "Перемены, в которые мы можем поверить" - сразу превратилось в один из центральных лозунгов предвыборного штаба Обамы.

    Настроение избирателей было угадано верно: позже стало известно, что в ходе так называемых опросов на выходе на участках для голосования демократы при оценке кандидатов отдавали предпочтение "готовности к переменам" перед "опытом" в соотношении примерно 55 к 20 процентам. Соответственно, тему подхватили и другие штабы, о чем Обама отзывался не без шутливого самодовольства. 

    После Айовы популярность Обамы подскочила и в Нью-Гэмпшире, отрыв его от Клинтон зашкаливал за 10 процентов. Пошли разговоры о том, что в штабе бывшей первой леди "разброд и шатания", что от нее отворачиваются партийная верхушка демократов и ключевые финансовые доноры, что вообще она чуть ли не готова выйти из борьбы. Но Обама не зря предупреждал сторонников, что расслабляться рано, поскольку "пока мы еще ничего на самом деле не выиграли". 

    Клинтон умело "перестроилась на марше". Прежде всего они с мужем Биллом перевели кампанию в режим "ручного управления" и замкнули на себя ключевые решения, которые прежде доверялись помощникам. Было объявлено также о традиционном в таких случаях шаге - перестановках в руководстве предвыборного штаба. Наконец, они стали более решительно атаковать соперников в предвыборных выступлениях. 

    Хиллари неожиданно помогло... публичное проявление слабости. В канун выборов в Нью-Гэмпшире, отвечая на вопрос о тяготах предвыборной борьбы, она чуть не расплакалась и срывающимся голосом сказала, что несет эту ношу "ради людей". 

    Кстати, позже наблюдатели подметили, что она наконец начала говорить на митингах не о себе, любимой, и своем опыте, а о насущных заботах избирателей. Считается, что спасением в "гранитном штате" она обязана прежде всего поддержке женщин, особенно одиноких. Теперь, надо полагать, и с донорами у нее снова все будет в порядке, а по части организационных ресурсов, в том числе внутрипартийных, ей равных не было и нет. 

    Если у демократов в гонке установилось сейчас "двоевластие", то у республиканцев до сих пор царит безвластие. Борьбу за лидерство ведут сенатор из Аризоны Джон Маккейн и двое бывших губернаторов - Майк Хакаби и Митт Ромни. "За кулисами" пока томятся экс-мэр Нью-Йорка Руди Джулиани и бывший сенатор Фред Томпсон, надеющиеся, что их час для выхода на авансцену еще настанет. 

    У каждого из них - свои заботы. Для Ромни подобно политической смерти стало бы поражение 15 января в Мичигане, для Томпсона - 19 января в Южной Каролине, для Джулиани - 29 января во Флориде. Не по летам боевитый 71-летний Маккейн, победивший в Нью-Гэмпшире, заведомо не сможет развить успех без резкого усиления своих финансовых и организационных позиций. Обаятельному и остроумному Хакаби, изначально считавшемуся бесперспективной "темной лошадкой", надо доказать, что его дебютный выигрыш в Айове не был чистой случайностью. 

    На старте гонки все исходили из того, что ее главной темой станет война в Ираке. Однако в последнее время драматизм "фронтовых сводок" заметно уменьшился. Зато все большую тревогу американцам стало внушать состояние их собственной экономики. В Нью-Гэмпшире избиратели - и демократы, и республиканцы - назвали экономику, а не войну главной на сегодняшний день проблемой страны. Судя по опросам общественного мнения, такой же сдвиг произошел и в общенациональном масштабе. 

    Естественно, участники гонки это учитывают. Та же Клинтон не устает напоминать, что при ее муже в стране было создано 22 миллиона новых рабочих мест, и обещает расширять социально-экономические программы. Хакаби перед голосованием в Мичигане запустил там рекламный ролик, завершавшийся словами: "Я одобрил это обращение к вам, поскольку считаю, что большинство американцев хотят, чтобы следующий президент напоминал им человека, с которым они вместе работают, а не того, кто их уволил". Кстати, по свидетельству газеты "Детройт фри пресс", в Мичигане сейчас "одних безработных столько же, сколько у республиканцев было всех избирателей в Айове и Нью-Гэмпшире, вместе взятых". 

    Российская тема в предвыборной полемике почти не звучит. Для отношений между Москвой и Вашингтоном это, скорее всего, и к лучшему, поскольку, изредка вспоминая о России, кандидаты в президенты США рефлекторно впадают в критический тон. Так, Ромни недавно публично возмущался тем, что журнал "Тайм" признал президента России "Человеком года", а Клинтон и Эдвардс в схожих выражениях рассуждали о "бездушии" российского лидера. Правда, у демократов пафос был направлен скорее против собственного действующего президента. 

    Сам Джордж Буш, кстати, ход нынешней гонки в США не комментирует. Но вот бывшие его ближайшие помощники - Карл Роув и Карен Хьюз - после ухода с госслужбы делают это охотно. Оба они, судя по их высказываниям, считают наиболее вероятным "финалистом" у демократов Клинтон. Хотя Хьюз и подчеркивает, что бывшая первая леди "похваляется тем самым опытом, который многие избиратели хотят изменить". 

    Предсказывать исход борьбы у республиканцев пока всерьез не берется никто. Но и у них, как писала после выборов в своем штате газета "Нью-Гэмпшир юнион лидер", ожидаемое "новое" вполне может на поверку оказаться привычным и традиционным "старым".

    Поделиться