Новости

17.01.2008 05:00
Рубрика: Власть

Касса без секретов

ЦИК закончил прием документов от потенциальных кандидатов в президенты

Вчера закончился прием документов от потенциальных кандидатов в президенты. До 27 января ЦИК должен зарегистрировать желающих участвовать в предвыборной гонке или же мотивированно им отказать. А пока Центризбирком подводит итоги думской кампании.

"Все 14 партий сдали отчеты в срок", - заверил собравшихся вчера в Москве на пресс-конференцию журналистов член ЦИКа Евгений Колюшин.

3 048 322 388,17 рубля израсходовали на декабрьскую кампанию только те четыре партии, которым удалось попасть в Госдуму.

Правда, цена мандата для каждой из них оказалась разной. Так, КПРФ и "ЕР" потратили соответственно примерно 4 млн и 4,7 млн рублей. А вот для ЛДПР каждое удостоверение депутата Госдумы обошлось в 15,5 млн рублей, но дороже всех думская кампания стоила "Справедливой России" - 18,7 млн рублей за мандат.

Огласив эти данные, член Центризбиркома Евгений Колюшин поспешил оговориться, что цифры могут быть впоследствии несколько изменены: дело в том, что центральные счета партии - участницы думской кампании уже закрыли, а вот данные о счетах их региональных отделений (а свои счета открыли 233 отделения самой разной политической окраски) пока все еще продолжают поступать. Еще раз подведя все итоги, ЦИК планирует представить отчет о расходовании партиями средств в Думу и Совет Федерации до середины марта.

Возможно, что уже до июля парламентским партиям удастся частично возместить расходы: они получат от государства по 5 рублей за каждый отданный им голос, которые им перечислит минфин.

Как всегда, думская кампания оставила после себя солидный шлейф партийных долгов. Так, семь партий, набравших менее 3 процентов голосов, должны будут вернуть СМИ средства, потраченные на собственную агитацию и пропаганду. По оценке Колюшина, расходы каждой из этих семи партий колеблются в пределах от 140 млн до 170 млн рублей.

Впрочем, разбираться между собой партии и СМИ будут уже без участия ЦИКа, в судах, хотя прессе не всегда удается добиться желаемого результата. "Практика показывает, что исполнить эти решения очень сложно, - предсказал Колюшин, - и брать нечего, и приставам описывать нечего".

Неисполнение судебных решений по возврату долгов прессе не лишает партийцев возможности рекламировать себя в СМИ в ходе региональных предвыборных кампаний - правда, только за деньги. А между тем в общей сумме расходов затраты партийцев на пропаганду и агитацию именно в СМИ весьма существенны: так, предварительный отчет четырех парламентских структур показывает, что им контакты с телевидением стоили более 663 млн рублей. Для сравнения стоит заметить, что среди других расходов эта сумма, потраченная на собственную раскрутку, едва ли не самая значительная: так, около 518 млн рублей стоили листовки и печатные материалы (чаще всего это были партийные газеты), а чуть более 20 млн рублей потратили на публичные мероприятия.

Самым дорогим удовольствием предвыборной кампании по-прежнему остается доступ к телевидению. Так, по отчетам четырех парламентских партий, газеты им стоили всего чуть более 40 млн рублей. Сохранится эта тенденция, видимо, и в ходе президентской предвыборной кампании. Как пояснил Евгений Колюшин, "ОРТ представило нам расценки: за 30 секунд - 141 600 рублей за 1 пункт рейтинга, если рейтинг от 1 до 100, если выше 100 - то дороже, а рейтинги еще и меняются, в общем, даже для грамотного человека непонятно, как определить сумму". А между тем участников президентской гонки время поджимает: период агитации в СМИ открывается с 4 февраля. "Мы сделали им запрос, - сообщил Колюшин, - и попросили, чтобы они перевели свои расценки на язык рублей, потому что таким образом мы практически не можем определить стоимость этого времени, хотя формально нам и прислали расценки". Он считает, что хотя в нынешней кампании вряд ли удастся переломить ситуацию, но в будущем законодательство нужно менять, чтобы дисциплинировать телевизионщиков.

Вообще вчера и для кандидатов в президенты, и для ЦИКа был непростой, последний для подачи документов день: одни сдавали подписи - другие принимали. Напомним, что глава ЛДПР Владимир Жириновский и руководитель КПРФ Геннадий Зюганов были зарегистрированы кандидатами еще до Нового года. Решение о регистрации первого вице-премьера Дмитрия Медведева, выдвинутого четырьмя партиями, будет принято ЦИКом в течение недели. А вчера двое самовыдвиженцев - лидер Демпартии Андрей Богданов и руководитель Российского народно-демократического союза Михаил Касьянов - сдавали подписи, собранные у избирателей. Таким образом, максимальное число участников гонки - 5 человек. Согласно законодательству, каждый из самовыдвиженцев должен был принести не менее 2 млн подписей в свою поддержку, при этом "брака" (то есть недостоверных подписей) должно быть не больше 5 процентов от общего количества. ЦИК будет проверять их в течение десяти дней: Касьянов принес 2 млн 67 тыс. подписей, Богданов - 2 млн 100 тыс. подписей. "Работа будет адская, - мрачно заметил Колюшин, - работать будут в две смены, чтобы успеть, - на проверку у Центризбиркома десять дней". Кстати, по данным члена ЦИК, Андрей Богданов потратил на сбор подписей около 811 тыс. рублей (из примерно 850 тыс. рублей на счете), а Касьянов израсходовал на эти же цели 4,7 млн рублей (из более чем 7 млн рублей на счете). Евгений Колюшин затруднился ответить на вопрос журналистов, почему же подписи Богданову обошлись чуть ли не впятеро дешевле, чем Касьянову. Вообще собрать такое количество подписей, и при этом реальных, - довольно трудно, насколько это удалось кандидатам-самовыдвиженцам - покажут ближайшие 11 дней.

Власть Работа власти Внутренняя политика Госфонды и контрольные органы ЦИК