17.01.2008 02:30
    Поделиться

    В Борисовской школе работает собственная телекомпания и мини-типография

    Чем же так примечательна рядовая поселковая школа, что внимание на нее обратил даже глава государства? В поисках ответа на этот вопрос корреспондент "РГ" отправился в командировку в Борисовку.

    Президент с портфелем

    В прошлом году школа получила миллионный грант в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Деньги были выделены на развитие информационно-коммуникационных технологий. Судя по всему, потрачена огромная для небольшого общеобразовательного учреждения сумма была не зря - педагоги только четырех российских школ удостоились в свое время права пообщаться в режиме видеоконференции с президентом Путиным, в число достойных вошли и борисовцы.

    Удивляться пришлось, едва переступив порог Борисовской средней школы №1: несмотря на то, что по всей стране предвыборная кампания уже отгремела, стенд, стоящий в вестибюле, пестрел набившей за последние два месяца оскомину привычной агитацией… Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что ученики живут собственной политической жизнью, причем не так уж сильно отличающейся от общероссийской. Школа выбирала президента своего государства "Мир".

    Его выдвигают из числа десятиклассников - кандидатов обычно набирается около десятка. Впоследствии же победитель становится главой школьного совета министров - должность достаточно полномочная.

    - Президент может сильно влиять на решения администрации, - замечает директор школы Людмила Харитченко, - во-первых, я в обязательном порядке изучаю все положения озвучиваемых предвыборных программ, некоторые потом претворяются в жизнь. В компетенции нашего органа самоуправления находятся такие вопросы, как проведение праздников, дискотек. Кроме того, им же организован так называемый Суд чести - весьма влиятельный инструмент в борьбе с прогульщиками, курильщиками. Если вопрос, который поднимают президент и парламент, сложный, то ребята имеют право присутствовать на школьном педсовете в качестве равноправных участников. Кстати, - продолжает Людмила Андреевна, - в свое время благодаря именно самоуправлению мы без конфликтов решили проблему школьной формы: посмотрите - вокруг ни одного ученика в джинсах. Помимо этого, на уроках права дети имеют возможность выдвигать предложения по изменению Устава школы.

    В это время звенит звонок на перемену - в коридоре один из кандидатов, собрав несколько десятков учеников возле стенда с говорящим названием "Предвыборный вестник", начинает агитацию:

    - Если я стану президентом, то на Новый год в школе будет бал-маскарад, - с горящими глазами вещает десятиклассница Юля Кальницкая, - кроме того, будут организовываться экскурсии по области, чтобы мы могли лучше изучать историю родного края. Школьные дискотеки можно будет делать тематическими - например, в стиле восьмидесятых…

    Голосование у ребят самое что ни на есть взрослое: кабинки, урны, бюллетени. Участвуют все: и дети, и учителя, и даже технические работники - ведь именно от учеников зависит чистота в классах и коридорах.

    Я бы в дикторы пошел

    Каждый вторник в Борисовской школе начинается с просмотра теленовостей. Причем не федеральных, не областных и даже не районных - школьная телекомпания "Сорока" представляет для учеников собственный медиапродукт. И корреспонденты, и дикторы - сами ребята. Еженедельный классный час в каждом кабинете открывается обязательным пятнадцатиминутным выпуском - благо телевизоры здесь такой же обязательный атрибут учебного процесса, как школьная доска.

    - Недавно вот делали репортаж, приуроченный ко Всемирному дню борьбы со СПИДом, - рассказывает школьный корреспондент, а по совместительству кандидат в президенты Юля Кальницкая, - сюжеты показываем не обязательно только положительного характера. Боролись посредством телевидения с курильщиками. Когда-то были проблемы с раздевалкой - все удалось решить при помощи новостей.

    Мультимедийные блага цивилизации собственным ТВ не ограничиваются. Все школьные компьютеры - а их здесь не один десяток - объединены локальной сетью, есть спутниковый Интернет. Оборудования для видеоконференций насчитывается целых два комплекта - редкий случай даже для престижного столичного лицея или гимназии, не говоря уже о провинциальной школе.

    Каждый вторник школьная телекомпания "Сорока" представляет для учеников собственный медиапродукт. И корреспонденты, и дикторы - сами ребята

    Благодаря гранту удалось решить все проблемы со школьной газетой "Мир детства" - имеется у ребят и свое печатное СМИ. Если раньше издание было черно-белым и печаталось в областном центре, то теперь один из кабинетов переоборудован под мини-типографию, где выпускаются буклеты, листовки и, естественно, газета, причем цветная.

    - На ее страницах прежде всего отражается школьная жизнь, - говорит редактор издания, учитель литературы Татьяна Филоненко, - но этим мы стараемся не ограничиваться. Появляются и районные новости, и областные - дети должны поднимать планку своих потребностей в информации и жить реальностью. Газета-то хоть и называется "Мир детства", но не стоит забывать о том, что оно плавно переходит в юность, а потом и во взрослую жизнь. Кроме этого, занимаясь очередным номером, мы с ребятами стараемся не забывать, что в школьном издании должна быть и познавательная информация.

    К слову сказать, есть у местных СМИ и еще одно положительное свойство. С недавнего времени в списке профессий, которые освоили для себя бывшие ученики Борисовской школы, появилась и журналистика. Пока педагоги могут похвастаться только двумя такими выпускниками, кстати, работниками ТВ, но это только начало, уверены учителя. Телевидение в школе молодое и перспектив у него немало.

    Давайте позанимаемся?

    И телевидение, и постоянные видеоконференции, и компьютеризация обучения - все это часть того самого инновационного проекта, под который выделило деньги государство и продолжают давать спонсоры.

    - Наши дети в компьютерах разбираются не хуже городских, - говорит Людмила Харитченко, - класс информатики работает до пяти часов вечера, постоянно подключен Интернет. Ученики еженедельно готовят презентацию своего класса, которую потом показывают другим школьникам. Взять, к примеру, видеомонтаж - это ведь не каждому дано, а у нас есть с десяток детей, которые могут сделать довольно-таки приличный фильм. В прошлом году на факультеты учебных заведений, где информатика является профилирующим предметом, из 22 выпускников поступило 10. В позапрошлом году - 13 человек из 19.

    Есть у Борисовской школы и еще одно не менее уникальное достижение - руководству удалось обучить компьютерной грамотности и педагогов - дело это, согласитесь, еще более сложное, чем "информатизация" подрастающего поколения. Вопрос решили просто: к каждому продвинутому в современных технологиях старшекласснику прикрепили по учителю. Освоил твой "подшефный" работу с компьютером - получи зачет. Доходило, рассказывают, до того, что ученики ходили за преподавателями и упрашивали: "Давайте позанимаемся?" В итоге - сработало.

    Обратила на себя внимание еще одна вещь. Ни для кого не секрет, что сейчас, в отличие от советских времен, многие школы перестали быть для детей вторым домом, где ребята проводят большую часть и внеучебного времени. Борисовская - приятное исключение: вроде и уроки уже давно закончились, а жизнь здесь кипит ключом - в конференц-зале проходит мероприятие в рамках недели английского языка, во дворе школы старшеклассники вешают кормушки для птиц, по коридору пробегает девчушка со стопкой ярких платьев - юные красавицы готовятся к показу театра мод. Такой четкой, продуманной и технологичной, наверное, и должна быть школа будущего, вне зависимости от того, где она находится - в столице, областном центре или маленьком поселке в российской глубинке.

    Поделиться