Белгородскую мастерицу вышивка спасла от тяжелой болезни

В отделе искусств Белгородской областной библиотеки открылась выставка "Вдохновение". Она объединила более тридцати произведений, вышитых и акрилом, и шерстью, и шелком, и мулине. Портреты, пейзажи, натюрморты, этнографические мотивы и работы религиозной тематики: автор всего этого великолепия - известная мастерица Людмила Яковенко.

Российская газета: Людмила, видов рукоделия очень много, а вы сердце отдаете вышивке. Почему?

Людмила Яковенко: Вообще-то я занимаюсь не только вышивкой, еще в детстве я увлеклась шитьем, вязанием, технологии вышивки обучалась во Дворце пионеров. После школы работала профессиональной швеей, шила и костюмы, и куртки, и сумки, чего только не было. Всерьез вышивать стала в начале 80-х годов: все началось с пейзажа с мельницей, с того времени уже и не останавливаюсь.

РГ: Складывается впечатление, что теперь вас больше интересуют люди, портреты…

Яковенко: Скорее всего, это так. Мне действительно интересны люди, их эмоции, лица. Это тоже идет из детства, тогда я рисовала, и в основном героями моих рисунков были именно люди. Даже когда оформляла стенгазеты, всегда старалась туда "вставить" образ человека. Хотя люблю и пейзажи, и натюрморты, и орнаменты.

РГ: Почему практически все ваши работы выполнены "крестиком"?

Яковенко: Я, конечно, знаю и другие техники, но почему-то именно "крестик" мне ближе больше всего. Работаю им и на самой мелкой канве, номер девять, работаю с лупой, ведь там надо сделать одиннадцать стежков в одном сантиметре, то есть каждый стежок меньше миллиметра. Зато как здорово получается!

РГ: Сколько же времени занимают ваши труды?

Яковенко: По-разному, в зависимости от размера, количества оттенков, настроения. От нескольких дней до нескольких месяцев и даже лет. На этой выставке есть большая работа "Воскресение Христа". Ее я вышивала одиннадцать месяцев. Есть работа, которая у меня пролежала около двадцати лет, я ее только что закончила. А сейчас вышиваю букет, в котором будет 186 оттенков.

РГ: Наверное, можно поправить материальное положение, продавая свои работы? Они же у вас настоящие произведения искусства!

Яковенко: Я очень редко что-нибудь вышиваю на заказ, мало кто может дать ту цену, которую работы реально стоят. И все мои заказы - не из Белгорода. В музей купили одну мою работу, это было еще в 90-х. Был момент, когда совсем было не на что жить - в середине 90-х продавала работы через салон. Иногда я дарю вышивки. С остальными просто не могу расстаться, они "живут" в моем доме.

РГ: Что вы чувствуете, когда занимаетесь вышивкой?

Яковенко: Умиротворение, необыкновенное удовольствие. Вышивка меня спасла, вернула к жизни после тяжелой болезни. А еще я рада, что моя увлеченность этим занятием "зажигает" других людей. Друзья меня так и зовут - "зажигалка". Глядя на меня, вышиванием занялись и те, кто даже в мыслях был далек от этого. А это значит, что любителей прекрасного стало больше.