Новости

17.01.2008 03:00
Рубрика: Экономика

Дорога специального назначения

Наконец-то и на московских дорогах появятся полосы для общественного транспорта

Полосы, специально выделенные для движения общественного транспорта, давно обещанные властями москвичам, в этом году должны все-таки появиться.

Правда, пока только в виде эксперимента, который начнется на Волоколамском шоссе. Специалисты утверждают, что благодаря им скорость движения автобусов и троллейбусов увеличится более чем вдвое: с нынешних 14 километров в час до 30 километров в час.

Игорь Бахирев, зав.отделом организации дорожного движения ГУП НИиПИ Генплана Москвы, рассказал "РГ" об уже имеющихся предпроектных предложениях. "Эксперимент стартует с Волоколамки, так как здесь интенсивное движение общественного транспорта, который идет из Митино и Красногорска до метро "Тушинская", - около 18 маршрутов автобусов и маршрутных такси, - рассказал он. - В час пик они перевозят до 5500 пассажиров". Но это не единственная причина. Волоколамка приглянулась еще и тем, что транспорт на ней фактически уже самоорганизовался - автобусы едут по одной полосе дороги, а авто занимают все остальные.

Но сначала о том, откуда вообще возьмется эта полоса. Как рассказал Бахирев, существуют разные способы для ее выделения. У разработчиков есть три варианта создания "спецкоридоров". Первый - просто отдать одну из существующих полос трассы автобусам. Второй возможный способ - ширину полосы для автомобилей сузить с 3,75 метра до 3 и даже до 2,7 метра, как делают в некоторых европейских городах, а освободившуюся территорию отдать общественному транспорту. Правда, в этом случае нужны согласования с федеральными органами ГИБДД, ведь сужение полос влечет за собой снижение скорости. Третий же вариант - выделение полосы в центре магистрали, как принято в некоторых азиатских странах, существует только теоретически. "Если выделенную полосу делать с краю дороги, то возникает вопрос, как избавиться от автомобилей, припаркованных по краям трассы, - рассказал Игорь Бахирев. - Кроме того, проблематичным становится въезд на саму полосу. Когда же выделенная полоса занимает центральную часть дороги, эти вопросы отпадают, но появляются новые: как, например, доставить на остановку людей? Придется строить посадочные площадки, которые займут много места, и подземные переходы для прохода на остановки".

Но еще интереснее другое. Как же архитекторы собираются удержать лихих московских водителей от желания выскочить на "автобусную" полосу, если она на какой-то миг окажется пустой, в то время как автомобильная будет представлять собой сплошную пробку? Для выделения полос рассматриваются тоже разные способы. Например, с помощью специальной разметки, как в Германии. После того как с июля этого года вступит в силу закон, по которому автовладельцев будут штрафовать на основании изображения, фиксирующего нарушение им Правил дорожного движения, магистраль можно будет оснастить видеокамерами. И тогда охотников нарушать "границы" выделенной полосы будет, видимо, меньше.

Можно выделить полосы и, образно говоря, "лежачими полицейскими" - из самого разного материала, которые устанавливаются вдоль трасс, как в Париже. Если же есть сомнения, что этого недостаточно, то можно использовать настоящие заборы - как в азиатских странах. "Мы хотим опробовать все эти варианты на этом трехкилометровом участке Волоколамского шоссе, - сказал Игорь Бахирев. - Например, около станции метро "Тушинская" наверняка придется устанавливать физическое ограждение, чтобы защитить выделенную полосу от паркующихся автомобилей".

Вслед за первой выделенной полосой власти обещают организовать такое же беспрепятственное движение для общественного транспорта на Ленинском и Ленинградском проспектах. Именно эти магистрали считаются наиболее напряженными в городе. Главная цель введения - дать зеленый свет общественному транспорту и сократить на дорогах количество личных авто. В отношении к последнему власти настроены особенно решительно.

"Но прежде чем выделять спецполосу для общественного транспорта, нужно запустить достаточное количество маршрутов с хорошей частотой движения, чтобы они могли стать своего рода альтернативой метрополитену, - считает Игорь Бахирев. - Таким образом, на автобусе можно будет доехать не только до станции метро, но и до центра города. Иначе у москвичей не будет стимула пересаживаться на общественный транспорт. На Ленинградском проспекте - самом сложном с точки зрения проезда - вместе с введением полос скорее всего придется строить паркинги, чтобы машины не занимали обочины магистрали".

По результатам эксперимента департаменту транспорта и связи города Москвы станет ясно, насколько такие полосы улучшают транспортную обстановку на дорогах. От этого зависит их распространение по всему городу.

Экономика Транспорт Общественный транспорт Москва Правительство Москвы ЦФО