Регулярные опросы потребительского поведения жителей ежеквартально проводятся Росстатом с 1998 года. Участниками исследований становятся 5 тысяч человек старше 16 лет, проживающие во всех регионах страны, кроме Чеченской Республики.
Анкета включает вопросы о мнении респондента об общей экономической ситуации в стране и его личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров, услуг и сбережений.
Снижение индекса потребительской уверенности стало следствием того, что значительно уменьшилось число россиян, давших положительные оценки экономическим процессам, идущим в стране, изменениям в семейных бюджетах, условиям для крупных покупок.
Так, доля респондентов, посчитавших, что их материальное положение в течение года улучшилось, составила в четвертом квартале прошлого года около 18 процентов. Доля отрицательных ответов возросла с 22,5 в 2006 году до 27,5 процента в 2007-м.
Улучшения своего материального положения в этом году ожидают примерно 12 процентов населения, а вот на возможное ухудшение ситуации указало 17 процентов опрошенных (в IV квартале 2006 года таковых было меньше - 12 процентов).
66 процентов россиян опасаются значительного роста цен. Год назад подобные страхи испытывали менее половины респондентов. Свыше половины опрошенных придерживаются нейтрального мнения и считают, что их материальное положение осталось на уровне предыдущего года и в течение следующих 12 месяцев не претерпит серьезных изменений.
Что касается ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу, индекс составил всего +2 процента против +7 процентов в III квартале 2007 г. и + 5 в IV квартале 2006-го.
Наиболее низкие значения сохраняют индексы благоприятности условий для крупных покупок и текущего личного материального положения. В IV квартале 2007 года каждый из них равнялся 17 процентам. Кстати, исследование показало, что молодежь 16-29 лет чувствует себя намного увереннее, нежели их родители - люди старше 50.