Отсутствие приемников-распределителей, изоляторов временного содержания и медвытрезвителей снижает эффективность работы приморской милиции.
В этом признался начальник УВД края генерал-майор Николай Вачаев на совещании с депутатами владивостокской думы.
До 2001 года во Владивостоке функционировали: приемник-распределитель для иностранцев, спецприемник для задержанных по административным правонарушениям и четыре медвытрезвителя. Сегодня на улицах городов края множество незаконно проживающих в России иностранцев, пьяных, бомжей, беспризорников. Все они либо потенциальные преступники, либо жертвы. К сожалению, убрать их с улиц милиция не может: в краевом центре нет ни одного приемникараспределителя для незаконных иммигрантов и беспризорных детей, ни одного вытрезвителя, ни одного помещения для задержанных в административном порядке.
Лиц без определенного места жительства в краевом центре необычайно много, они съезжаются сюда не только со всего Приморья, но и из соседних регионов Дальнего Востока. Вопервых, в относительно зажиточном Владивостоке проще добыть себе пропитание и спиртное. Вовторых - более мягкие климатические условия, чем, например, в Хабаровске. Бомжи заселили теплотрассы, подвалы, чердаки и подъезды жилых домов, раздражая владивостокцев своим внешним видом и специфическим запахом. Особенно много бомжей обитает в центре Владивостока.
- Люди жалуются на засилье бомжей, и мы с этим контингентом работаем, - говорит начальник УВД края генералмайор Николай Вачаев. - Сотрудники патрульнопостовой службы доставляют лиц без определенного места жительства в районные отделы милиции, снимают у них отпечатки пальцев, проверяют по базам данных - не фигурируют ли их "пальчики" в нераскрытых уголовных делах. Но большего милиция сделать не может - действующее законодательство не позволяет без дополнительных оснований задерживать человека на срок свыше трех часов. Поэтому мы вынуждены их всех отпускать.
Согласно указу президента от 1993 года органам внутренних дел разрешалась содержать лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, в приемниках-распределителях сроком до месяца. Но в 2004 году этот указ отменили, и правительству было дано поручение создать центры социальной реабилитации для этой категории граждан. Но никаких реабилитационных центров для бродяг во Владивостоке так и не создано.
Сколько всего в городе бомжей, никто точно не знает. По оценкам специалистов УВД, цифра варьируется от тысячи до полутора тысяч. И не все они спившиеся алкоголики, часть бомжей - это освобожденные из мест заключения, люди, потерявшие жилье и работу, а также воспитанники детских домов.
- Но всех их объединяет повышенная социальная опасность для общества, - продолжает Николай Вачаев. - Эти люди могут совершить любое преступление, причем практически без всякой мотивации. А найти их довольно сложно. Но профилактическую работу с этим контингентом мы проводить не можем. Даже если такой человек совершил мелкое хулиганство, его все равно приходится отпускать. Держать негде, а штрафовать бесполезно - что взять с бомжа?
Однако только силовыми методами проблему бомжей не решить. В соответствии с указом президента разработана многоуровневая программа по социальной адаптации подобных лиц. Вот только во Владивостоке эта программа не работает.
Хотя бы частично ситуацию может улучшить паспортизация бомжей. В этом случае им проще найти хоть какую-нибудь работу, получать социальную и медицинскую помощь. Несколько лет назад краевое УВД рекламировало свою программу по паспортизации бомжей. По утверждениям гна Вачаева, эта программа работает и сейчас. Но на вопрос, сколько конкретно бомжей паспортизировано за последнее время, ответа не прозвучало.
- Чтобы человека паспортизировать, его нужно основательно проверить, - пояснил Николай Вачаев. - А для этого - задержать на 30 суток в приемникераспределителе, чтобы за это время провести необходимую проверку. Но этого мы сделать не можем. Бомжи, обитающие по теплотрассам, не желают получать паспорта, всячески уклоняются от этого. К тому же для паспортизации надо найти основания, скажем, иметь свидетельство о рождении или другие документы, которые могли бы както подтвердить его личность. Еще одна проблема - даже паспортизированные бомжи недолго остаются таковыми, они быстро теряют или продают документы.
С другой стороны, по словам самих бомжей, получить паспорт во Владивостоке практически невозможно. В принципе они имеют на это право, но сотрудники милиции всячески этому препятствуют - не хотят брать на себя лишнюю работу.
Отсутствие приемникараспределителя мешает не только борьбе с бродяжничеством. Иностранцы, нелегально находящиеся на территории края, давно выработали тактику против преследования со стороны правоохранительных органов - просто-напросто ходят без документов. Ситуация та же, что и с бомжами, - через три часа их надо отпускать, а за такой срок трудно выяснить наверняка, имеет ли право человек находиться в стране. Законами предусмотрено их выдворение за пределы России, но сделать это тоже невозможно, опять же из-за того, что нет приемников-распределителей. Депортировать мигранта можно только по решению суда, а держать его до суда негде.
Спивающиеся бомжи - таков колорит Владивостока, претендующего на то, чтобы в 2012 году стать столицей саммита АТЭС! Можно себе представить, какое впечатление о нашей стране и ее народе составят гости из-за рубежа, если решительно не изменить ситуацию к лучшему.
- Та ситуация, которая сложилась во Владивостоке, требует немедленного разрешения, - заявляет глава приморской милиции. - Без приемников-распределителей работать очень сложно. Мы неоднократно обращались к губернатору края с этим вопросом, так как создание приемников-распределителей - прерогатива субъектов федерации. Надеюсь, что новый состав городской думы поддержит наши обращения.
Впрочем, при нынешнем масштабе бродяжничества один приемник не сможет решить проблему. Его вместимость планируется в 25-30 человек, при этом каждый день милиция задерживает 40-60 бомжей. А ведь приемник нужен не только для их содержания.
Справка "РГ"