Правительство области обозначило стратегическую задачу: передать пассажирские маршруты крупным предприятиям.
Пойти на такую меру чиновников побудила тревожная ситуация, связанная с безопасностью перевозок пассажиров на общественном транспорте. Хотя из 2730 дорожно-транспортных происшествий, случившихся в области в прошлом году, по вине водителей автобусов произошли лишь 58, власти считают этот показатель высоким и предлагают ужесточить контроль в этой сфере.
Лицензирование и проверку условий перевозок пассажиров осуществляет управление Государственного автодорожного надзора по Саратовской области. В прошлом году оно в два раза увеличило число проверок, в результате во столько же раз выросло и число выявленных нарушений. Управление стало гораздо чаще обращаться в суд, что привело к увеличению объема взысканных штрафов в шесть с лишним раз.
Основные претензии проверяющих вызывает несоблюдение перевозчиками правил вывода техники на маршруты. Большинство предпринимателей не имеют своего пункта технического обслуживания "Газелей" и автобусов, не имеют возможности организовать ни предрейсовые, ни послерейсовые медицинские осмотры водителей, и пользуются для этого, как правило, возможностями государственных предприятий.
Отдельный вопрос - где автобусы и "Газели" ночуют. Очень часто они стоят на обычных автостоянках или во дворах, неподалеку от домов, где живут водители. В результате не выполняются требования по техническому осмотру транспорта и медосмотру водителей перед выходом на маршрут.
Причины всех этих нарушений инспекторы автодорожного надзора видят в непрофессионализме перевозчиков. По статистике, в области сегодня действуют более 5890 автотранспортных средств, имеющих лицензионные карточки, и около 2784 лицензиатов. Другими словами, на рынке пассажирских услуг преобладают мелкие предприниматели, имеющие по нескольку машин: их доля составляет 80 процентов. Многие из них, по утверждению инспекторов, не имеют ни специальной подготовки, ни знаний, ни опыта.
Областные чиновники хотят, чтобы эти частные предприятия или развивали собственную техническую базу, или просто ушли из этого сектора экономики. И достигнуть этого они намерены обычными административными методами - штрафами и проверками.
Как заявил на совещании Николай Годунов, начальник управления Государственного автодорожного надзора по Саратовской области, в результате ужесточения требований за последние полгода 96 лицензиатов добровольно отказались от своей лицензии - раньше такого не было. Добиться "самоликвидации" перевозчика оказалось проще, чем аннулировать лицензии в обычном юридическом порядке. Сейчас приостановить на 90 суток действие лицензии можно только в случае ДТП со смертельным исходом или с большим количеством пострадавших. При этом закон не учитывает повторность нарушений. Поэтому в прошлом году была аннулирована только одна лицензия и еще три ждут решения в судах.
Официальная позиция автодорожного надзора - ужесточить экономические условия, чтобы малым предпринимателям стало невыгодно заниматься перевозками. По сути ее поддержало и руководство области. Заместитель председателя правительства Александр Стрелюхин заявил, что нужно предпринять все усилия, чтобы большинство перевозок было сосредоточено в руках крупных автотранспортных предприятий. Кстати, в области сохранился государственный сектор перевозчиков со своей материальной базой, причем в крупных городах она даже весьма неплохого уровня. Предполагается, что подобными мерами можно будет добиться снижения печальной статистики ДТП.
Есть еще один не используемый ресурс ужесточения административного контроля в сфере пассажирских перевозок. Во многих регионах стала нормой экспертиза условий проведения конкурсов на обслуживание маршрутов в муниципальных образованиях. Инспекторы считают, что такую экспертизу нужно проводить и в Саратовской области. А Николай Годунов уверен, что вообще нельзя принимать заявки на конкурс без заключения автодорожного надзора, потому что только здесь есть полная база сведений о лицензиатах: как давно работают, сколько нарушений и способны ли они совершать перевозки. В результате администрациям муниципальных районов было рекомендовано прислушаться к этим требованиям и включать в состав конкурсных комиссий представителей министерства по развитию транспортного комплекса области.
Однако вопросы остаются. Дело в том, что никто пока не знает, смогут ли крупные предприятия полностью закрыть нишу пассажирских перевозок. Не получится ли, что в результате ужесточения контроля люди, привыкшие к частным маршруткам, лишатся удобного для них вида передвижения? В таком случае пассажиров крупнейших городов области может ожидать новый транспортный кризис.
Валерий Слепов, председатель Союза товаропроизводителей области:
- Одна из лучших фирм-перевозчиков Саратова обратилась к нам с просьбой оградить их от рейдеров. Администрация Саратова по сомнительным причинам лишает их не лицензии, а маршрутов. А их место занимают именно мелкие "жучки". Бизнес пока не уверен, что власть сможет его защитить.
Николай Годунов, начальник управления Государственного автодорожного надзора по Саратовской области:
- Последние 10-12 лет лицензии выдавались налево и направо. Перевозчиками становились все: и врачи, и учителя. В крупных городах области - Саратове, Балаково, Энгельсе - число машин, занимающихся перевозками людей, превышает все расчетные показатели. И надо сделать так, чтобы перенасыщенный рынок пассажирских перевозок был приведен в надлежащее состояние.