Неожиданно многочисленные протесты горожан вызвало сообщение о том, что в ближайшие три года с улиц Екатеринбурга исчезнут цветочные павильоны, хотя уличная торговля в уральском мегаполисе пережила за последнее время не одну реорганизацию. В чем дело?
Вообще-то, объем продаж цветов в городе растет как на дрожжах. Казалось бы, какой смысл прикрывать мелкие точки, если эта сфера торговли столь популярна у населения? Возможность в любое время суток купить букет по дороге домой или на работу переоценить трудно.
С одной стороны, в рамках общероссийской реформы торгового рынка Свердловская область, как и другие регионы, вытесняет на обочину жизни пресловутые "комки". Это объясняется стремлением облагородить внешний облик городов и повысить качество обслуживания населения. Мол, павильоны и киоски заслоняют фасады ателье и магазинов, расположенных на первых этажах, отчего страдает бизнес классом повыше, да и вообще смотрятся неэстетично. Однако до сих пор никто не покушался на цветочные павильоны. Что ни говори, товар тут особый.
С другой стороны, мэрия областного центра вообще опровергает эти слухи:
- Существуют два стратегических проекта по развитию торговых зон и узлов Екатеринбурга, - говорит ведущий специалист отдела организации торговли комитета по товарному рынку горадминистрации Ольга Масленникова. - Согласно им к 2009 году с улиц должны исчезнуть все объекты мелкорозничной торговли, которых осталось 250, в том числе 40 мини-рынков. Однако пять сфер уличной торговли останутся. Это киоски "Мороженое", Роспечати, остановочные комплексы, специальные объекты по оказанию бытовых услуг и цветочные павильоны.
В то же время чиновники признают, что развиваться дальше цветочный бизнес на улицах вряд ли будет: проект постановления "Об организации работы мелкорозничной торговли и оказания услуг в 2008 году" запрещает устанавливать новые цветочные павильоны. Те, которые уже есть, а это около 100, останутся, но и их судьба туманна. Часть планируется закрыть на реконструкцию, так как они "устарели морально и технически".
Один из разработчиков проекта - исполнительный директор екатеринбургского союза участников потребительского рынка Алексей Подоляко поддерживает эту позицию:
- Цветочные павильоны никто трогать не собирается. Однако остальные киоски - это лавочная торговля, отголоски прошлых лет. Время челноков заканчивается.
В оправдание своей политики чиновники приводят данные о том, что горожане стремительно теряют интерес к мелкооптовой торговле. Если в 2005 году предпочтение рыночным и уличным торговцам отдавали больше трети екатеринбуржцев, то в 2007-м, по предварительным данным, таких было 19 процентов.
В то же время город продолжает активно развиваться, застраиваются новые жилые микрорайоны. Как удовлетворить потребность их жителей в цветах? Пусть даже букеты постараются продавать в специально отведенных помещениях на остановочных комплексах. Трудно это представить. Во всяком случае, сами участники цветочного рынка прогнозируют его неизменное сокращение минимум на 20 процентов.
- Если число цветочных павильонов начнет снижаться, их владельцы вынуждены будут уйти в торговые центры или открыть собственные магазины, - прогнозирует директор одной из компаний Дмитрий Зорин. - Однако это под силу лишь крупным игрокам, так как квадратный метр аренды в ТЦ стоит не менее 1200 рублей, а аренда павильона - на 30 процентов дешевле. Выходит, цветы подорожают.
Первые трудности мелкие цветочные бизнесмены почувствовали еще три года назад. Сегодня торговых площадей под этот бизнес не хватает, в связи с чем, считают они, крупные игроки пытаются через чиновников выдавливать с рынка конкурентов. Цветочный бизнес Екатеринбурга отличается на редкость устойчивыми традициями. Практически все бизнесмены, начинавшие в конце 90-х, держатся на плаву до сих пор. Несмотря на все кризисы и повышенный риск, после дефолта 1998 года практически все цветочные компании удержались на рынке. Десять лет назад они начинали с крохотных киосков, а сегодня имеют по несколько торговых точек. Число крупных компаний-реализаторов цветов, по примерным подсчетам, уже больше 60. Но и им, не исключено, придется потесниться.
Вызывает сомнения и прозрачность схемы. Предприниматели, арендующие цветочные павильоны, рассказывают, что ежегодно им приходится продлевать аренду на одиннадцать месяцев, и нет гарантии, что в следующий раз районная администрация продлит контракт, а не заключит новый с более предпочтительным, по какой-либо причине, партнером. При этом причины коммерсантам объясняют весьма загадочно:
- Вы опоздали - уже нашелся другой желающий.
Специалисты признают, что цветочный бизнес на Среднем Урале - золотое дно, так как платежеспособность населения растет. В праздничные дни объемы продаж цветочных магазинов делают 10-15 процентов годового оборота, а это, по неофициальным данным, более сотни миллионов рублей, хотя оценить объем подарочных букетов достаточно сложно, так как разброс цен очень велик. Живучесть цветочного бизнеса продавцы объясняют большими наценками. Цены завышаются изначально, чтобы подстраховаться на случай плохих продаж или непредвиденных ситуаций. Даже если из десяти цветков продается только один, торговец уже может вернуть затраты на все десять.
Наш корреспондент прошелся по цветочным киоскам и магазинам, сравнивая цены и ассортимент. Разницы особой нет: в киоске на углу, в магазине и крупном торговом центре можно найти хорошую уральскую розу рублей за 80. Разница лишь в настроении, которое заметно хуже у реализаторов небольших павильонов. По их мнению, от переноса точек будет плохо и покупателям.
- Людям неудобно ездить по торговым центрам: основной поток покупателей цветов - с утра, а торговые центры открываются слишком поздно. Мы же работаем круглые сутки…
Судя по всему, мнение это не единичное. Своими тревогами екатеринбуржцы активно делятся на интернет-порталах, в местных СМИ. Основная мысль: не остаться бы без букета, который порой так необходим и который сейчас можно купить на каждом углу.