18.01.2008 02:27
    Рубрика:

    Половину погибших на ставропольских дорогах можно было спасти

    Половину погибших в автоавариях можно было спасти

    Большинство пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях можно было спасти, если бы людям оперативно и качественно оказали первичную медицинскую помощь.

    В последнее время в крае растет количество ДТП, в результате которых нередко гибнут люди. Как правило, это ставропольцы наиболее активного трудоспособного возраста. Так, в крае в минувшем году тяжесть последствий увеличилась по сравнению с 2006 годом на 13 процентов. Больше стало ДТП - 3092, в них погибли 594 человека и 3973 были ранены. По словам сотрудников УГИБДД по СК, сложная обстановка на дорогах объясняется постоянно растущим автопарком и возникающей диспропорцией между увеличением количества машин и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. Уровень обеспечения автомобилями в городах края уже превысил 200 авто на тысячу жителей, тогда как дорожно-транспортная инфраструктура рассчитана на 60 - 100 машин.

    Наиболее сложная ситуация по смертям и травмам складывается на федеральных дорогах, проходящих по территории региона. Они, как правило, удалены от медицинских учреждений, в которых бы могли оперативно оказать квалифицированную помощь. При требуемых 20 минутах медики прибывают в лучшем случае через полчаса. Кажется, разница небольшая, но это "золотые" минуты, в течение которых можно было бы спасти жизнь человека.

    - Транспорта и основных медикаментов у нас хватает, - рассказывает главный врач Андроповской центральной районной больницы Николай Куксенко. - Профессиональный уровень медиков "Скорой помощи" вполне достаточен, однако это не врачи-реаниматологи, и потому даже при комплектовании машин реанимационным оборудованием - аппаратами искусственной вентиляции легких, дефибрилляторами - врачи не смогут их применить. Более того, в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 179 выездная бригада должна быть укомплектована двумя фельдшерами. Но сегодня это нереально - мы и так испытываем большой кадровый дефицит.

    По словам Николая Куксенко, есть еще одно "но": отсутствие второго фельдшера исключает возможность медикам "Скорой помощи" применять наркотические средства для снятия травматического шока. На этот счет есть соответствующий приказ краевого минздрава, гласящий, что введение сильнодействующих препаратов нужно осуществлять в присутствии врача или второго фельдшера.

    - Сильные обезболивающие препараты необходимы, - соглашается с главврачом начальник медицинского пункта Ставропольского поисково-спасательного отряда Григорий Хорошавцев. - Ведь при тяжелых травмах пострадавшие порой умирают от невыносимой боли. Но у нас тоже нет допуска для хранения и применения наркотических средств. Есть и еще один нюанс в работе: спасатели проходят обучение как парамедики (они проходят курс профессиональной медподготовки, но не являются врачами), поэтому юридически делать уколы не имеют права. Но пострадавшему, находящемуся в травматическом шоке, таблетками не поможешь. Его можно спасти только внутривенными инъекциями.

    Реально оказать содействие людям, попавшим в ДТП, способны сотрудники ГИБДД, которые в числе первых прибывают на место происшествия, но они не обладают необходимыми знаниями и навыками. На занятиях по специальной служебной подготовке им преподают азы первой доврачебной помощи, правда, всего лишь два часа в год. Только давно работающие инспекторы становятся настоящими "медбратьями": при переломах они вместо шин используют жезлы, умеют останавливать кровь и даже морально поддерживать пострадавших до прибытия "Скорой".

    Большую помощь в спасении людей могли бы оказать опорные пункты по оказанию первой медицинской помощи. В ближайшее время их планируют создать в рамках Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах". На государственных трассах каждые 30 - 40 километров собираются разместить стационарные посты с медперсоналом и спасателями, которые по первому звонку оперативно смогут выезжать на место ДТП. Подмогой им должны стать аварийно-спасательные формирования, создаваемые в муниципальных районах края. Пока аттестованы всего три таких структуры, но в скором времени появятся еще несколько. Специалисты по безопасности дорожного движения высказывают предложения, чтобы вместе с прохождением технического осмотра автомобилей проводить лекции-семинары для водителей по оказанию помощи себе и другим при ДТП. Это, по их мнению, тоже поможет снизить дорожный травматизм.

    Комментарии

    Сергей Ивахненко, начальник отдела дорожно-патрульной службы УГИБДД ГУВД по Ставропольскому краю:

    - Чтобы минимизировать тяжесть травм, мы стремимся к сокращению самих ДТП. Для этого на наиболее аварийно опасных участках дополнительно выставляем экипажи ДПС, проводим скрытое патрулирование с использованием передвижных установок по определению скорости. Летом будут установлены стационарные автоматические фиксаторы Правил дорожного движения. Они смогут не только регистрировать факт нарушения, но и по номеру автомобиля определять его собственника.

    Планируем увеличить количество тактико-специальных занятий для сотрудников ДПС по отработке приемов извлечения пострадавших из транспортных средств и оказания первой медицинской помощи - наложению жгутов, шин и повязок, проведению расширенной сердечно-легочной реанимации.

    Денис Рыбальченко, заместитель главного врача по лечебной работе Невинномысской станции скорой медицинской помощи:

    - Важной составляющей высокого уровня квалификации медиков является владение практическими навыками врачевания. Надо их выработать и, что немаловажно, поддерживать, а для этого необходимы регулярные тренировки и практика - участие в спасении людей при ДТП. Необходимо создавать тренировочные базы с современным имитационным оборудованием и там отшлифовывать мастерство. В Невинномысске в ближайшее время при помощи администрации города такая учебная площадка появится.

    И, самое главное, необходимо повышать уровень безопасности отечественного транспорта. Наши машины - это "гробы на колесах". При серьезных столкновениях шансов остаться в живых у водителей и пассажиров практически нет.