Саратовские муниципалы начинают жить на свой страх и риск

Областная власть готовится передать муниципальным образованиям весь комплекс полномочий, включая формирование и исполнение бюджетов.
 
Первая проблема, с которой столкнулись областные власти в ходе реформы местного самоуправления, - нехватка квалифицированных кадров. Для ее решения было организовано обучение руководителей и специалистов муниципальных образований. В минувшем году в четырех ведущих вузах области прошли подготовку 2000 человек. За два года подготовлены к работе 60 процентов всех муниципальных служащих, для обучения оставшихся в областную целевую программу "Развитие местного самоуправления" на этот год заложено около 9 миллионов рублей.

Как рассказал, выступая на специально созванной пресс-конференции, министр регионального развития области Павел Беликов, проведен мониторинг ситуации во всех муниципальных образованиях, и выяснилось, что не все полномочия там правильно поняты. Он пообещал принять кардинальные меры, чтобы "власть на местах работала для народа".

Другая проблема - материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных образований. В 2007 году для нужд поселений было приобретено 144 легковых автомобилей и 67 вездеходов "УАЗ", на что было потрачено более 84 миллионов рублей. В результате к началу года транспортом обеспечено 280 поселков - 70 процентов муниципальных образований. На открытых торгах приобретено более 700 комплектов оргтехники, в результате ею оснащены все администрации.

Правительство области создает центральный узел передачи данных, обеспечивающий доступ к нормативно-правовым и прочим информационным ресурсам своей сети. Он подразумевает и обмен документами органов власти внутри области. Для крупнейших  муниципальных образований - Саратова, Энгельса, Балаково, Вольска -  начато их оснащение комплексами программного обеспечения для осуществления системы закупок для муниципальных нужд. На завершение этих мероприятий в областную программу заложено 128 миллионов рублей.

С начала 2009 года всем муниципальным образованиям придется жить за счет своих бюджетов, а не с помощью бюджета области. Теперь им надо учиться жить по средствам. В двух муниципальных районах области - Пугачевском и Татищевском - в ходе пилотных проектов все полномочия по 131-ФЗ были переданы сразу. И не у всех поселений получилось исполнить свой бюджет.

Основой для формирования собственного бюджета поселения прежде всего является земельный налог: по областному законодательству на территории муниципального образования от него остается 10 процентов. В областную думу уже есть обращения с просьбой увеличить эту долю. Но размер поступлений в бюджет зависит не только от установленного законом процента, но и от того, все ли земли в муниципальном образовании прошли регистрацию. Если в Энгельсском, Ртищевском, Новобурасском районах  доля оформленных земель составляет более 70 процентов, то в Перелюбском районе - всего 7. Между тем процесс регистрации земель должен быть закончен в этом году.

Комментарий 

Александр Бабичев, вице-губернатор, первый заместитель председателя правительства области:

- Этот год будет тяжелым для муниципальных служащих. Несмотря на то, что по 131-ФЗ они отделены от правительства области, не все главы правильно оценивают свое положение. И если глава не понимает своих полномочий, то будут приниматься меры. У нас есть "черные" списки чиновников, с которыми мы будем разбираться. То, что человека избрали, еще не значит, что он может не ходить на работу, не собирать муниципальные собрания. Несколько человек мы уже поменяли.