Управление ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (дорожная милиция обслуживает сразу два региона) обнародовала статистику за 2007 год.
Впервые за все время исследований смертность на дорогах Ленинградской области превысила городскую: 738 летальных случаев против 706. В 2006 году тенденция была обратной: 752 погибших в Петербурге и 720 - в Ленобласти.
За 12 месяцев 2007 года на дорогах Санкт-Петербурга и Ленинградской области произошло 12 667 ДТП с пострадавшими, что на 483 тяжелых аварии больше, чем в 2006 году, и на 1222 (на 10 процентов) больше, чем два года назад.
В ходе дорожных столкновений в Петербурге и Ленинградской области в 2007 году погибли 1444 человека (на 28 меньше, чем в 2007 году) и ранены 15 292 человека (плюс 723 жертвы). Трагическую статистику немного скрашивает тот факт, что в дорожных авариях погибли 37 детей (13 - в городе и 23 - в области).
Ленинградская область занимает мрачное третье место в России по числу жертв ДТП, Петербург - 4-е.
Примечательно, что в 2007 году в границах нашего мегаполиса произошло 73 процента от суммарного числа ДТП в регионах с номерами "47” и "78” - 9243 аварии с пострадавшими, а годовой прирост тяжелых питерских ДТП превысил 4 процента.
Вот уже третий год неэффективно работает федеральная Программа обеспечения безопасности на дорогах на 2006-2012 годы, ключевым пунктом которой является снижение смертности от последствий ДТП в полтора раза. На достижение этой цели (покупку карет "скорой помощи” и машин дорожно-патрульной службы, оснащение экипажей ДПС и т. п.) в 2006-2007 году федеральный бюджет потратил свыше 15 миллиардов рублей. Эффект превзошел все ожидания. К сожалению - негативный. По смертности на душу населения, к сожалению, Россия давно занимает первое место в мире и с каждым годом увеличивает сомнительный отрыв.
Ужесточение наказания за пьянство за рулем (18-24 месяцев лишения прав), поправками в Административный кодекс введенное еще в 2005 году, продолжает благотворно действовать на дисциплину и ответственность водителей Северной столицы. Пьяные водители в 2007 году стали виновниками 219 ДТП с пострадавшими, что на 56 случаев (25 процентов) меньше, чем год назад.
Трезвые водители провоцировали аварии почти в 50 раз чаще - 9335 раз, что на 608 аналогичных инцидентов больше, чем в 2006 году. Другое дело, что пьяницы совершают самые страшные по последствиям наезды, давят детей. Поэтому основной административный удар в новой редакции 12-й статьи Административного кодекса, который вступил в силу с 1 января 2008 года, нанесен рецидивистам: любителям выпить перед дорогой и водителям без прав. Им грозит не только лишение водительского удостоверения (это практиковалось и прежде), но и арест на 15 суток, что может отрезвить самую буйную голову.
Под самую суровую поправку попали сразу три категории нарушителей. Во-первых, это лица, управляющие автомобилем в нетрезвом виде без "проездных документов” либо лишенные корочек за несоблюдение ПДД ранее. Во-вторых, это водители, отказывающиеся пройти алкогольный тест. В-третьих, трезвые шоферы, но находящиеся в базе ГАИ как пьяные "лишенцы”.
Не введи законодатель "арестантской” кары, пьяный нарушитель дорожных правил даже с конфискованными за аналогичный проступок "корочками” по большому счету ничем не рисковал. Отнять у него собственность на колесах гаишник не может, а рулить автомобильный рецидивист спокойно может и без удостоверения категории В.
В этом вопросе, как в никаком другом, было необходимо завинтить гайки. Ведь резонансный наезд "жигулей” на взвод курсантов в Рязани осенью прошлого года, в результате которого погибли сразу 6 человек, совершил именно пьяный шофер, лишенный прав за управление автомобиля в нетрезвом виде…
Начальник управления ГИБДД Санкт-Петербурга и Ленинградской области генерал-майор милиции Сергей Бугров на недавнем заседании городского правительства доложил, что аресту на 15 суток уже подверглись 12 петербургских водителей.
В прошлом году петербургские водители, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, стали виновниками 2,5 процента всего регионального массива аварий с пострадавшими.
Начальник департамента по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, генерал-лейтенант милиции Виктор Кирьянов не раз подчеркивал:
"Каждая восьмая тяжелая авария происходит по вине пьяных водителей”.
Вместе с тем, несмотря на опасность потерять права, за руль садится все большее число пьяных водителей. В 2007 году инспекторы отвезли "подышать” в специализированный наркоцентр для водителей на Боровую улицу свыше 20 тысяч человек.
После проверки и передачи ее результатов в суд за управление автомобилем в нетрезвом виде перешли в разряд пешеходов 11 тысяч водителей, что на 9 процентов больше, чем в 2006 году.
Сей факт очень огорчил губернатора. "Пьяный водитель - это преступник”, - процитировала прописную истину Валентина Матвиенко и призвала начальника управления ГИБДД Сергея Бугрова построже наказывать любителей езды подшофе.
Справка "РГ”
По официальным данным МВД, в 2007 году в результате ДТП в России скончались 30 тысяч человек, что на 10 процентов превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Российская система учета отличается от мировой практики. Если человек скончался на восьмой и далее после аварии день, то в статистику ГАИ он не попадает, хотя так погибают 25-30 процентов пациентов. В Европе же человек считается погибшим в ДТП, если умирает в течение 30 дней после катастрофы. Минздрав России уверяет, что фактически на наших дорогах погибает 35-37 тысяч человек - на 10-12 тысяч больше, чем по данным департамента по обеспечению дорожного движения МВД.