Последнюю январскую неделю депутаты Госдумы проведут в регионах. И это, возможно, несколько снимет остроту вопроса, возникающего всякий раз при обсуждении повестки очередного пленарного заседания: "Что выносить на чтение палаты?"
Вообще-то в думском портфеле около полутора тысяч законопроектов, некоторые из них уже были рассмотрены Думой прежнего созыва в первом и даже во втором чтении. Но чтобы продолжить работу над ними, требуется, чтобы профильный комитет изучил поступившие поправки на документ и составил о них свое мнение, которое можно потом рекомендовать палате - принять или отклонить законодательную инициативу. Однако комитеты только-только организовались, не все еще обрели собственный аппарат, да и тонкостей законотворческой работы половина депутатского корпуса еще не знает.
Думские старожилы попытались было пойти проверенным путем - набить повестку первых пленарных заседаний сессии законопроектами, обреченными на отклонение. Как правило, такая судьба была уготована законопроектам, которые вносили в Госдуму региональные парламентарии. Но спикер нижней палаты Борис Грызлов остановил этот порыв коллег, посоветовав комитетам не начинать свою деятельность с негатива, не пренебрегать инициативами с мест, а конструктивнее поработать с законодательными собраниями субъектов Федерации: возможно, после доработки их идеи получат реальную перспективу стать законом.
Комитеты послушались совета думского руководства и предложили к чтению на двух ближайших пленарных заседаниях только те законопроекты, по которым "предполагается позитив". В среду депутаты намерены продолжить рассматривать поправки к закону, которые позволят увеличить число мировых судей и судебных участков в российских регионах. В пятницу Дума будет решать судьбу витражей из церкви Святой Марии (Мариенкирхе) в городе Франкфурте-на-Одере, перемещенных в Советский Союз в результате Второй мировой войны и хранящихся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.C. Пушкина.
Российское правительство предлагает витражи передать Федеративной Республике Германия. И Комитет по культуре с этим согласен, поскольку там считают, что законопроект подготовлен в соответствии с Федеральным законом "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации". Тем более что, выдвигая свою претензию, Германия подтвердила свои обязательства по "безвозмездному возврату Российской Федерации ее культурных ценностей, разграбленных и незаконно вывезенных бывшими неприятельскими государствами и находящихся или могущих оказаться в будущем на территории" Германии.
В 2002 году Россия уже вернула Германии 111 витражей из церкви Святой Марии, которые хранились в Государственном Эрмитаже. Витражи, хранящиеся в Пушкинском музее, - оставшаяся часть коллекции.
В повестке пленарного заседания также вопрос, касающийся средств систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства. Внесенный правительством законопроект предлагает отказаться от использования Россией узлов СПРН в Мукачеве и Севастополе и денонсировать соглашение между Россией и Украиной.
Технические ресурсы объектов этих систем, расположенных на территории Украины, истекли еще в 2005 году, и их дальнейший вклад в решение поставленных задач является минимальным. На протяжении нескольких лет основной акцент делается на строительстве и использовании новых узлов. В первую очередь это РЛС системы раннего предупреждения под Армавиром.
На заседании Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками, поддержавшего предложение правительства, отмечалось также, что ситуация с указанными узлами (Мукачево и Севастополь) усугубляется практическим самоустранением украинской стороны от выполнения своих обязательств по поддержанию их постоянной готовности.
Решение о денонсировании не противоречит законодательству Российской Федерации: положение договора предусматривает начало такой процедуры любой стороной с уведомлением за 12 месяцев. Таким образом, соглашение перестанет действовать в соответствии с указанным сроком.
"Выход России из указанного соглашения отнюдь не означает свертывания военно-технического сотрудничества России с Украиной, - заявил председатель комитета Алексей Островский. - Свидетельством тому является соглашение между двумя странами о продлении срока эксплуатации находящегося в России на боевом дежурстве одного из ракетных комплексов, головной разработчик которого ныне базируется на территории Украины. Мы будем рекомендовать Госдуме на одном из ближайших заседаний ратифицировать этот документ, что, несомненно, будет способствовать укреплению обороноспособности нашей страны. Продление сроков эксплуатации указанного комплекса позволяет России сохранить на сегодняшний день и в ближайшей перспективе в составе стратегических ядерных сил группировку, наиболее эффективную с точки зрения боевых возможностей. Это особенно важно в условиях предполагаемого развертывания американской наземной ПРО в Польше и Чехии".
Впрочем, правительство вчера внесло в нижнюю палату парламента поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, подготовленные на основе решения Конституционного суда. И Дума уточнит случаи, когда приговор суда, вступившего в законную силу, может быть пересмотрен и наказание осужденному станет более жестким, а оправданного, возможно, признают виновным.
Вообще-то 405-я статья УПК не допускает поворота к худшему при пересмотре судебного решения. По действующему законодательству, нельзя пересматривать обвинительный приговор или постановление суда "в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора".
Но есть исключения. Согласно правительственному законопроекту такой пересмотр допускается, если обнаружены "фундаментальные нарушения уголовно-процессуального закона, повлиявшие на постановление законного приговора, вынесение определения или постановления суда". Фундаментальными нарушениями авторы законопроекта считают случаи, когда приговор выносится незаконным составом суда, или незаконный состав коллегии присяжных заседателей выносит свой вердикт, или были существенно ограничены права участников судопроизводства на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон. И это повлияло на законность и обоснованность вынесенного судом приговора. Однако "пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора и последующих судебных решений, вынесенных в связи с его обжалованием по основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела, допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу".