По вине чиновников на Кубани люди могут остаться в ветхом жилье

В муниципалитетах Кубани полным ходом идет формирование заявок на получения денег из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилья.

Большинство городов и районов рискуют не получить солидные средства из федерального фонда. И дело даже не в том, что денег всем не хватит. Как-никак выделяется 240 миллиардов рублей, на восемь миллиардов из них претендует Кубань. Но как выясняется, власти на местах проявляют нерасторопность, из-за чего могут пострадать рядовые жители.

- Процесс разработки и подготовки муниципальных программ по капремонту многоквартирных домов и по переселению граждан из аварийных жилищ идет непростительно медленно, - сказал корреспонденту "РГ" вице-губернатор Кубани Александр Иванов. - А в некоторых муниципальных образованиях о таких программах вообще не хотят вспоминать.

Напомним, в июле минувшего года появился Фонд содействия реформированию ЖКХ. Параметры субсидий, на которые могут претендовать регионы, варьируются от 530 миллионов до восьми миллиардов. Именно на наибольший объем средств (наравне с Москвой, Московской областью и Санкт-Петербургом) рассчитывает Краснодарский край.

Загвоздка же состоит в том, что по федеральному закону выделение средств оговорено жесткими условиями. Среди ключевых из них такие: в управлении товариществами собственников жилья (ТСЖ) должно находиться свыше пяти процентов многоквартирных домов, а в управлении частных управляющих организаций - более половины всех многоквартирных домов.

Особую тревогу, по словам специалистов, вызывает существующее положение применительно к требованиям федерального закона в городах Армавир, Краснодар, Туапсе, а также в Апшеронском, Крымском, Новокубанском и Темрюкском районах, где есть аварийные многоквартирные дома. Если не исправить ситуацию, перечисленные муниципальные образования не смогут претендовать на получение средств фонда. На нынешнем этапе много зависит именно от властей на местах: считанные месяцы остались на исправление недостатков.

Как пояснил корреспонденту "РГ" руководитель краевого департамента ЖКХ Александр Волошин, в настоящий момент средний удельный вес многоквартирных домов, в которых созданы ТСЖ, составляет на Кубани всего четыре процента: от одного процента в таких муниципалитетах, как Тихорецк и Темрюкский район, до 16 в Горячем Ключе. Однако в 19 муниципальных образованиях Краснодарского края не создано ни одного ТСЖ. Нет ни одного многоквартирного дома, управляемого частной управляющей организацией, в Анапе, Горячем Ключе, Кропоткине, Абинском, Белоглинском, Ейском, Каневском, Кореновском, Новопокровском, Отрадненском, Павловском, Приморско-Ахтарском, Северском, Красноармейском, Крыловском, Курганинском, Мостовском, Новокубанском районах, что говорит о полном отсутствии взаимодействия власти и бизнеса в жилищной сфере.

Товариществами собственников жилья управляются многоквартирные дома в необходимом количестве только в Анапе, Горячем Ключе, Ейске, Краснодаре, Новороссийске, Сочи, Туапсе, Гулькевичском, Тимашевском, Туапсинском районах. Остальные 79 процентов муниципальных образований сегодня по данному критерию не могут являться претендентами на получение средств фонда.

Что касается второго условия (управление частными управляющими организациями более 50 процентами многоквартирных домов), то требуемому критерию соответствуют лишь Сочи, Кавказский, Крымский, Славянский, Староминский, Тбилисский, Тимашевский районы.

По мнению аналитиков, масштаб проблем в сфере ЖКХ настолько велик, что средства из федерального фонда будут выделяться только на самые актуальные и злободневные. Уже никто не спорит - для того, чтобы закрыть все проблемы в жилищном фонде, необходимо привлекать частные инвестиции, тогда эффект окажется многогранным.

Комментарий

Евгений Пимоненко, начальник отдела жилищной политики департамента ЖКХ Краснодарского края:

- Краснодарский край имеет реальные шансы получить заявленные восемь миллиардов рублей на капитальный ремонт из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Хочу особо подчеркнуть: разработка муниципальных адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда крайне важна. Ведь их реализация позволит собственникам определиться с выбором необходимого способа управления. Кроме того, смогли бы перейти в установленном порядке в частную форму собственности более 50 муниципальных управляющих организаций, в управлении которых находится 7,1 тысячи многоквартирных домов, значительная часть из которых расположена в Краснодаре.

Для решения проблем органам местного самоуправления необходимо активизировать разъяснительную работу с населением по выбору способа управления многоквартирным домом. Нужно оперативно привести в соответствие данные статотчетности и адресного реестра многоквартирных домов, обеспечить выполнение ряда условий для получения средств на капитальный ремонт многоквартирных домов и на переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, предусмотреть в бюджетах расходы на формирование земельных участков под многоквартирными домами и изготовление отсутствующей технической документации.