Прошедший день в Окленде отодвинул события сессии парламентариев АТР на второй план. Вся Новая Зеландия говорила только об одном. Об одном человеке - о сэре Эдмунде Хиллари, легендарном покорителе Эвереста. Как известно, самый знаменитый человек Новой Зеландии умер 11 января, а вчера - спустя одиннадцать дней - его провожали в последний путь.
Впервые в Новой Зеландии проходили государственные похороны. Флаги на зданиях были приспущены, были отменены многие мероприятия, телеканалы транслировали многочасовую церемонию прощания в прямом эфире. Сергей Миронов тоже принял участие в этой церемонии.
- Эдмунд Хиллари, - сказал по ее окончании спикер, - первый человек, взошедший на Эверест. В Новой Зеландии к нему относятся так, как мы относимся к Юрию Гагарину. Это национальный герой, гордость страны, человек-легенда. На церемонии прощания было много трогательных моментов, но мне, - заметил Сергей Миронов, - особо запомнилось то, что у гроба помимо множества наград лежали две вещи - альпинистский ледоруб и посох гималайского шерпа. А потом эти, пожалуй, самые дорогие для сэра Хиллари предметы несли во главе похоронной процессии.
Похороны великого альпиниста хоть и разрушили жесткий рабочий график нашей делегации, зато привнесли в него много теплых чувств. В частности, на встрече с бизнес-кругами Новой Зеландии, где тоже вспоминали Эдмунда Хиллари, разговор неожиданно пошел о детях.
Выяснилось, что мэр Окленда Джон Бэнкс в 1994 году усыновил сразу трех (!) детей из петербургского интерната - сестру и двух братьев. Все трое - Наталья, Сергей и Александр - уже довольно-таки взрослые, но прошедшие годы не сделали их менее русскими. Они поддерживают связь со старшей сестрой и бабушкой, которые проживают в России, учат родной язык, читают на нем книги.
- Если в будущем, - сказал их приемный отец Джон Бэнкс, - они решат вернуться на родину, я не буду противиться их желанию. Потому что я люблю Россию и рад, что мои дети - ваши дети.
Этот рассказ произвел большое впечатление на Сергея Миронова. И не удивительно - вряд ли в мире есть еще один мэр крупного города, который усыновил трех детей из России.
Спикер поблагодарил Джона Бэнкса за такую позицию, замечательную по своей мудрости и великодушию. И рассказал в ответ, что в России президент Путин поставил задачу в ближайшие годы переломить ситуацию с беспризорностью, когда более миллиона детей не воспитываются родителями и буквально выброшены на улицу.
Сергей Миронов, в частности, считает, что надо ввести норму, по которой усыновители или попечители получали бы ежемесячную дотацию, соразмерную сумме, которую государство тратит на содержание ребенка в детдоме. Сейчас, увы, эта дотация в несколько раз ниже.
Но, конечно, речь на встрече с бизнес-кругами шла отнюдь не только о детях. Сергей Миронов считает, что цифра в 108 миллионов долларов (именно таков сегодня товарооборот России и Новой Зеландии) выглядит несерьезной. По мнению спикера, ее можно увеличивать и увеличивать. В частности, за счет участия новозеландских компаний в российских мегапроектах Владивосток-2012 и Сочи-2014.
Заметим, кстати, что 80 из 108 миллионов в прошлом году пришлось на известное во всей России сливочное масло, представитель которого, судя по всему, хочет увеличивать поставки. Именно он задал Миронову весьма существенный вопрос о стабильности ситуации в нашей стране. На что получил ответ, что все у нас будет стабильно. А также предложение - максимально расширять ассортимент поставляемой продукции.
Вообще, новозеландцы не раз удивляли Сергея Миронова. Например, спикер сделал для себя открытие, что в его родном Санкт-Петербурге есть акванариум. И он построен именно новозеландцами. Впрочем, в этой далекой стране удивляться можно многому. Скажем, тому, что здесь граждане называют себя "киви", а страну свою - страной "трех киви", имея в виду фрукт, птицу и народ. Так они подчеркивают свою приверженность сохранению природы и толерантности между национальными группами, населяющими Новую Зеландию.
Так вот киви (без кавычек!) начинают преподавать в университетах русский язык. Значит, нам будет с кем говорить в дальнейшем.