Норму, узаконенную в новой редакции Уголовного кодекса РФ, стали применять орловские судьи. Считается, что наказание в виде обязательных работ должно способствовать гуманизации судебной системы.
Первыми к такой мере наказания прибегли в суде города Ливны, приговорив пенсионера Николая Б. к 120 часам обязательных работ. Пожилой человек провинился тем, что позволил себе ударить по голове и оттолкнуть ребенка, рассматривавшего витрину магазина. При этом мальчик упал так, что сильно ушиб себе руку. Позже осужденный скажет, что сделал это просто потому, что не любит детей. "Нелюбовь" обошлась ему дорого. Мать ребенка обратилась в суд, где и решилась судьба пенсионера. Практически целый месяц он вынужден работать на одном из предприятий города бесплатно, ежедневно отрабатывая по четыре часа.
Помимо него в Ливнах к подобной мере наказания были приговорены еще около десятка человек. Суд выносит такой приговор в том случае, если совершенное правонарушение не очень серьезно. Например, в число осужденных к обязательным работам попал злостный неплательщик алиментов, мужчина, избивший свою мать, и молодой человек, помогший приятелю продать краденый мобильный телефон. За все эти преступления можно получить и реальный срок заключения, однако суды постепенно переориентируют свою работу на принципы "смягчения" наказания за незначительные правонарушения.
В какой-то мере обязательные работы можно сравнить с административным арестом на пятнадцать суток. Разница заключается в том, что приговоренные к обязательным работам не содержатся под стражей. Они ведут обычный образ жизни за исключением того, что четыре часа в день обязаны отработать на благо государства. Список предприятий, на которые направляются подобные осужденные, утверждается местными депутатами. А работу им находят уже на предприятиях. Как правило, трудиться приходится в качестве разнорабочих, хотя некоторым удается поработать и по специальности. Причем работодатели не исключают возможности того, что при определенных обстоятельствах могут оставить осужденного у себя на работе даже после исполнения им наказания.
Проблема смягчения наказания для осужденных поднимается в Орловской области не в первый раз. Так, представители правоохранительных органов давно ратуют за внедрение в судебную практику так называемых ювенальных технологий. Это своего рода специализированный вид правосудия для несовершеннолетних, при котором упор делается не на тюремное наказание за уже совершенное преступление, а на воспитательную и реабилитационную работу с малолетними преступниками. Основная задача ювенальной юстиции - предотвратить повторное преступление со стороны подростка, дав ему понять, что больше его "ошибки" никем прощаться не будут. А наказание, напротив, последует очень строгим.
Сторонники этой идеи в качестве одного из главных аргументов приводят довод, что, отправляя малолетнего преступника за решетку, государство тем самым невольно содействует их превращению в будущих заматерелых преступников. В колониях если и перевоспитываются, то считанные единицы осужденных. А вот у подростка, оступившегося, но не попавшего за решетку, есть шанс на исправление. Впрочем, противники этой идеи утверждают, что подобное "сюсюканье" тоже может иметь негативные последствия. Например, неопытная психика малолетнего преступника может воспринять ювенальный суд как осознание своей безнаказанности и подтолкнуть на новое преступление.
Тем не менее определенные формы социальной работы с трудными подростками в Орловской области внедряются все активнее. Например, большую помощь сотрудникам комиссий по делам несовершеннолетних оказывают священнослужители. В частности, в конце прошлого года они организовали для трудных подростков экскурсию по храмам и святым местам Орла. Не менее действенными считаются показательные экскурсии в Шаховскую колонию для несовершеннолетних, где потенциальные преступники могут посмотреть на осужденных ровесников и взвесить в уме все "за" и "против". Воспитание примером широко практикуется и в судах Шаблыкинского района. Трудных подростков и их родителей специально приглашают на судебные заседания по рассмотрению уголовных дел. В ряде районов с подростками, осужденными без лишения свободы, постоянно работают психологи, которые составляют не только психологические портреты своих подопечных, но и дают рекомендации по проведению с ними индивидуальной профилактической работы.
Справка "РГ"
Ежегодно на территории Орловской области регистрируется примерно 700-800 преступлений, совершенных несовершеннолетними. В 2007 году этот показатель составил 686 преступлений, или примерно восемь процентов от общего количества совершенных в регионе преступлений. Типичный портрет несовершеннолетнего преступника - юноша 14-17 лет, растущий в неполной или малообеспеченной семье. До сорока процентов таких подростков на момент задержания нигде не учатся и не работают.