Высший руководитель и духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи впервые публично выступил против президента Махмуда Ахмадинежада.
Прежде аятолла неизменно поддерживал главу государства и даже называл его правительство лучшим за всю историю исламской республики. Но эти времена миновали, и Али Хаменеи последнее время весьма сдержанно отзывался о кабинете, говоря, что, как и любой другой, он "совершает ошибки".
Теперь же дело приняло более серьезный оборот: в конфликте президента и парламента верховный лидер принял сторону депутатов. Причиной конфликта стал отказ Ахмадинежада выполнять принятый парламентом закон об экстренных поставках газа населению из резервных фондов. Нынешняя зима выдалась необычайно суровой, и энергоносителей, которые продает населению государственная компания, явно не хватает.
Достаточно сказать, что в сельских районах от переохлаждения умерли более 60 человек. Свой отказ подчиниться решению народных избранников президент мотивировал "бюджетными соображениями". И возложил вину за перебои в снабжении газом на соседнюю Туркмению, которая сократила его поставки в Иран из-за возникшего спора по финансовым вопросам.
Президент не только отказался выполнять закон, но и объявил его антиконституционным.
В свою очередь спикер парламента Голям-Али Хаддад Адель заявил, что главе государства и прежде активно не нравились некоторые решения, принятые депутатами в последние месяцы. Так, Ахмадинежад хотел упразднить несколько госструктур, включая очень влиятельный совет по валютной и кредитной политике. Но парламент ему отказал. Придя к власти в 2005 году, президент, в частности, отменил энергосберегающее "летнее время" под тем предлогом, что оно противоречит учению ислама. Теперь депутаты вернули "летнее время" иранцам.
До сих пор спикер терпеливо выслушивал жалобы президента на действия народных избранников, но когда Ахмадинежад объявил закон о газе неконституционным, терпение депутатов иссякло. "Это беспрецедентно", заявил Хаддад Адель. Он напомнил, что судить о соответствии законов конституции уполномочен только назначаемый верховным лидером Совет стражей исламской революции - и только он. Спикер написал письмо Али Хаменеи с просьбой вмешаться в ситуацию, что аятолла и сделал. В ответном послании духовный лидер Ирана написал: "Законы, принятые конституционным порядком, должны уважаться всеми органами власти".
Казалось бы, всего одна фраза. Но авторитету президента Ахмадинежада она нанесла серьезный удар. Его экономическая политика вызывает все больше нареканий в обществе. Когда Ахмадинежад шел к власти, то будучи популистом обещал избирателям обеспечить более справедливое распределение доходов от нефти. Однако его попытки сдержать обещание вылились прежде всего в галопирующую инфляцию и резкий рост цен на продовольствие и жилье.
Между тем
Ахмадинежада критикуют не только политические оппоненты из стана "реформаторов", но и приведшие его к власти консерваторы. Теперь свое неудовлетворение экономической политикой правительства выразил и аятолла Али Хаменеи, чье слово в Иране - решающее.