Если до 2 февраля российский минфин не успеет подать встречные иски с тем, чтобы оспорить решение французского суда об аресте 2 января российских активов по иску фирмы "Нога", то деньги будут списаны автоматически. Цена вопроса - около 70 миллионов долларов. А глава "Ноги" Нессим Гаон будет и дальше предъявлять претензии к России, чтобы рассчитаться со своими кредиторами, которым, по его словам, он задолжал около 190 миллионов долларов.
Вчера "отвечать" за действия "Ноги" пришлось бывшему советскому гражданину, а ныне американскому предпринимателю Александру Когану. Два года назад он попытался разрешить эту долговую проблему. В 2006 году его компания подписала соглашение с четырьмя швейцарскими банками, к которым перешли все обязательства "Ноги" после ее банкротства. Таким образом, требования по долгу РФ были выкуплены Коганом. Эти банки, по его словам, не имеют более никаких претензий к России. Сам Коган получил неплохой "навар", заработав где-то от одного до двух миллионов долларов, о чем он честно сказал журналистам. "Бизнес есть бизнес, - сказал он и добавил: - для меня это была чисто финансовая сделка". Но говорить о том, за сколько он купил долги и за сколько их продал, не стал, подчеркнув лишь, что российское правительство с ним в расчете. За все остальные претензии "Ноги" Коган не отвечает.
Предприниматель подтвердил, что у "Ноги" могут оставаться какие-либо претензии к России. Во-первых, сказал он, "я не видел решения суда, в котором говорилось бы, что у "Ноги" не может быть претензий к РФ. Во-вторых, сегодня французский суд, исходя из заключенного в свое время договора, рассматривает Россию не как суверенное государство, а как обычную частную корпорацию. Если бы речь шла о суверенном государстве, долговая проблема решалась бы цивилизованным путем по уже наработанной схеме. Так, к примеру, когда речь шла об урегулировании российских долгов перед Парижским клубом кредиторов".
Совет, сказал он, можно дать только один. Самой Российской Федерации включиться в это расследование и доказать, что Россия больше ничего не должна "Ноге". Пока этого не произойдет, глава компании Нессим Гаон, равно как и его наследники, будут и впредь подавать иски об аресте российского имущества, как только на них будут оказывать давление кредиторы. Личный долг Гаона ныне составляет около 190 миллионов долларов. Поэтому, пояснил Коган, Гаон пытается решить свои личные долговые проблемы за счет России.
Когда прекратится эта канитель? "Либо когда кредиторы Гаона перестанут доставать его самого, его жену и сына. Либо, когда Россия получит решение любого западного арбитражного суда о том, что страна более ничего не должна "Ноге", - ответил на вопрос Коган. - А до тех пор мы периодически будем наблюдать подобные шоу".
Впрочем, по словам предпринимателя, пока оно не наносит никакого экономического ущерба интересам России. Хотя российские эксперты считают иначе: пока существует "Нога", "выезд" российских нефтедолларов, накапливаемых в Стабфонде, за рубеж остается под запретом.
Кстати, представитель минфина, об участии которого в пресс-конференции сообщили организаторы, так и не появился. На официальном сайте министерства размещен единственный пресс-релиз, в котором сказано: "с учетом сложившейся ситуации российская сторона намерена опротестовать судебный приказ о наложении ареста на банковские счета российских организаций и потребовать от компании "Нога" возмещения ущерба, нанесенного в результате незаконного ареста российских активов". Когда будут поданы протесты, в ведомстве не говорят. Остается только надеяться, что юристы успеют это сделать до 2 февраля, чтобы российские компании, которым повезло с госучастием, не потеряли бы свои деньги.