23.01.2008 04:05
    Поделиться

    Ростовчанин не может получить паспорт на протяжении нескольких лет

    Четвертый год отставной офицер Альберт Шабаршин ходит по приемным, собирает документы, пишет жалобы. Успехов в этой борьбе он до сих пор не добился - противник его просто не замечает по причине отсутствия у Альберта Васильевича российского паспорта.

    - Я военный врач и во время службы меня бросало по всему Союзу: Капустин Яр, Плесецк, Заполярье, Горький, Тюмень, Камчатка, Белоруссия, Украина. Последние 20 лет живу в Ростове и, уволившись в отставку, преподаю в областном медицинском колледже, - рассказывает Шабаршин. - Всегда считал себя русским офицером и россиянином, но после пожара на даче, в котором сгорели все документы, выяснил, что все последние годы я являюсь в своей стране иностранцем. Ветеранские удостоверения, сберкнижки - все это удалось восстановить, а когда дело дошло до паспорта, оказалось, что живу я в России без оснований.

    Альберт Васильевич стал жертвой Закона "О гражданстве Российской Федерации" в редакции 1991 года, который четко определяет в качестве граждан тех, кто проживал на территории страны на 6 февраля 1992 года. Шабаршин, на свою беду, в это время был на Украине, выполняя свой сыновний долг: хоронил отца, занимался обменом жилья и переездом матери в Ростов. Естественно, что в такие минуты человеку не до бюрократических процедур.

    - В июне 2004 года я сдал документы в паспортный стол Ворошиловского района Ростова на оформление нового паспорта. От меня, как от иностранца, потребовали сначала оформить вид на жительство и лишь спустя шесть месяцев пообещали оформить гражданство. А затем говорят: ваше дело о замене паспорта закрыто в связи с отсутствием документов, подтверждающих гражданство Российской Федерации. Восстановить гражданство можно лишь по предоставлению документа, подтверждающего отсутствие гражданства Украины, - Альберт Васильевич перебирает документы в толстой папке, где хранит многолетнюю переписку с чиновниками. - Я русский по происхождению, у меня жилье в городе приватизировано на мое имя, я прослужил в нашей армии, я живу последние два десятилетия в Ростове - и, оказывается, должен доказывать, что являюсь россиянином.

    Запас энергии у отставного военного оказался достаточным для того, чтобы начать ходить по кабинетам в городе и области и писать в московские приемные.

    - Как объяснить, где и зачем я был на 6 февраля? - пожимает плечами Шабаршин. - Я туда ездил только по выходным, чтобы решить вопрос жилья. Представьте себе случившийся казус: 6 февраля я, по логике бюрократов, перестал быть россиянином, а через несколько дней, 19 февраля, мне как отставному военному передали в безвозмездное пользование жилую площадь и предписали льготы по медицинскому обслуживанию.

    К слову, каких-то явных жизненных неудобств от отсутствия паспорта Шабаршин не испытывает - его прописку никто из-за этого не отменил, пенсию ему выдают по ветеранскому удостоверению, по нему же он пользуется правом бесплатного проезда в транспорте и прочими льготами. Даже на все выборы он ухитряется приходить и, не имея формально гражданства, голосовать. Открепительные удостоверения с 1996 года аккуратно собраны у него в отдельной папке.

    - Я с ветеранским удостоверением подхожу к главе избирательного участка, объясняю свою ситуацию, и мне всегда разрешают голосовать без паспорта, - улыбается Альберт Васильевич. - Зачем мне вообще нужен паспорт, если есть ветеранское удостоверение и полисы? Чтоб доказать этим бюрократам, что я не верблюд! Одно только пугает: отца и мать я смог похоронить в Ростове, а вот меня тут, если не докажу, что я россиянин, вряд ли похоронят - я ведь для них или иностранец, или лицо без гражданства.

    Поделиться