Российские избиратели гораздо требовательнее к качествам будущего президента, чем американцы

Каким должен быть идеальный президент? Вопрос для двух больших народов двух больших держав - России и Америки - сегодня одинаково актуален: в наступившем году им предстоит сделать очередной выбор первого лица государства. И неудивительно, что и там, и здесь социологи уже с ног сбились, пытаясь получить на него ответ.

Два самых свежих исследования на эту тему, проведенные американской социологической службой Ipsos и российским ВЦИОМ, показывают, что разница в национальных подходах к образу идеального президента все же есть. Например, для большей половины американцев (55 процентов) на первом месте стоят не столько деловые качества, сколько человеческие: он должен быть "честным и прямым". И лишь меньше трети граждан США принимают в расчет такие качества лидера нации, как его опыт и интеллект.

Россияне в своем электоральном настрое гораздо строже и требовательнее и к будущему президенту, и к его команде. Так, 42 процента принявших участие в опросе ВЦИОМ заявили, что хотят видеть своим лидером современного, эффективного управленца. Еще 48 процентов - мудрого политика, настоящего "отца нации". А 47 процентов россиян считают, что новому президенту следует включать в свою команду и назначать на руководящие должности прежде всего профессионалов - ученых, юристов, экономистов. В состав этой команды российские избиратели также посоветовали бы будущему президенту включать губернаторов, их заместителей, мэров крупных городов (23 процента ответов), депутатов, политиков, лидеров политических партий (22 процента), а также высокопоставленных работников министерств и ведомств, администрации президента (20 процентов), военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, спецслужб (19 процента). Однако неплохо было бы, считают 23 процента наших соотечественников, чтобы в эту команду вошли и простые люди, ранее не занимавшиеся политикой. А вот некоторым категориям профессионалов, которых можно было бы включить в рабочее президентское окружение, участники опроса оказали меньшее доверие: успешным бизнесменам (14 процентов), деятелям искусства и культуры (10 процентов). И только 2 процента участников опроса допускают возможность быть членами команды президента для его знакомых, родственников, друзей.