24.01.2008 04:33
    Поделиться

    Омской службе социального такси не хвататет машин

    Омской службе социального такси исполнилось два года. Сегодня очевидно, что пятнадцати машин, имеющихся в ее парке, ничтожно мало для города-миллионника.

    Ежедневно на пульт соцтакси поступает около двухсот звонков. Для больных и малоимущих горожан это единственная возможность выбраться из дома. Однако из-за нехватки транспорта большинство заявок откладывается в долгий ящик.

    - Нам постоянно приходится выступать в роли третейских судей, - говорит диспетчер Анна Иванова. - Ведь все клиенты службы - льготники и имеют одинаковые права. Тем не менее в зависимости от ситуации необходимо определить, кому из них подать автомобиль в первую очередь, а кто сможет пару дней подождать. Пожилые люди, как правило, на перенос заказа реагируют очень болезненно.

    Услуги по льготному проезду в регионе сегодня пользуются небывалой популярностью. В прошлом году служба выполнила более шести тысяч заявок. Основные маршруты - объекты социальной инфраструктуры и власти. Пассажиры - инвалиды, ветераны войны, дети с ДЦП и пенсионеры.

    - Стоимость часовой поездки в социальном такси составляет 45 рублей 24 копейки, - говорит директор службы Александр Журба. - По сравнению с частным транспортом - в пять раз дешевле. Поэтому от клиентов нет отбоя. Но, к сожалению, из-за ограниченного автопарка график работы водителей расписан на несколько дней вперед.

    Благодаря социальной службе семнадцатилетней Наташе, прикованной в результате врачебной ошибки к кровати, удалось поступить в институт. На экзамены девочку доставляли на спецмашине и поднимали в аудиторию на носилках. Семидесятилетний Лев Терехов до сих пор трудится в научно-исследовательском институте. А без соцтакси он был бы вынужден оставить любимую работу. Поездка на общественном транспорте для престарелого человека на костылях - катастрофа.

    - Раньше у меня даже до ближайшей поликлиники дойти не получалось - ноги сильно болели, - вспоминает заслуженная учительница Ирина Окунева. - А когда появилось служба - посещение врача перестало быть проблемой. Здоровье поправила, занялась медицинским обследованием. Жаль только, что в последнее время приходится долго ждать очереди. Может быть, стоит уменьшить количество льготников? Обидно, что крепкий, только что вышедший на пенсию мужчина едет на соцтакси к стоматологу, а действительно немощные старики откладывают визит в врачу.

    В службе соцтакси не скрывают, что некоторые клиенты выбивают себе машину чуть ли не через министерство. Написано в положении, что льгота предоставляется всем пенсионерам - значит, будьте добры, - исполняйте.

    - Бывает, что борцы за справедливость вообще не выходят к поданному автомобилю, - сетует диспетчер Людмила Ануфриева. - Говорят, просто проверяли, как действует система. Вообще работать с пожилыми людьми неимоверно сложно. В прошлом году у нас было более тысячи необоснованных отказов. А ведь это время могло быть потрачено на других клиентов, которым действительно без машины не обойтись.

    Порой доходит до смешного. Поскольку большинство клиентов такси - пенсионеры, не удивительно, что частенько они вообще забывают, что вызывали машину. А когда та приезжает, усиленно вспоминают, к чему бы это? А потом оказывается, что надо срочно встретить сестру на вокзале, попасть на назначенную встречу, сделать укол. Так что приехавшее соцтакси - это еще и своего рода узелок на память.

    Подобные диалоги диспетчерам приходится вести ежедневно. А еще - объяснять старушке, что они никак не смогут увезти ее из Нефтяников на рыбный рынок за мойвой для любимого кота, а талантливого внука - на занятия в музыкальную школу, поскольку не положено. Некоторые омичи вообще требуют просто покатать их по городу либо показать новый Успенский собор. А ближе к Родительскому дню пульт службы раскаляется от звонков - все заявки - на кладбище.

    - Когда пенсионеры получают категорический отказ - начинаются слезы, обиды, - говорит Александр Журба. - Конечно, нам по-человечески жалко старушку, которая пять лет не выходила на улицу и мечтает полюбоваться изменившимся за это время городом. Но ничего не поделаешь. Из-за большой загруженности мы вынуждены выполнять только те заявки, которые человеку жизненно необходимы. А приоритеты в первую очередь отдаются инвалидам-колясочникам. Ведь городской транспорт для этой категории населения вообще не приспособлен.

    Прямая речь

    Людмила Воронцова, начальник отдела развития нестационарных форм социального обслуживания населения минсоцтруда региона:

    - Увеличение автопарка службы "Социальное такси" в этом году, к сожалению, не запланировано. Конечно, нам бы хотелось в перспективе вывести службу на другой уровень, построить свою ремонтную базу, теплые гаражи. Но пока средств на это нет. Тем не менее система льготных транспортных услуг в регионе развивается. Сегодня автомобили для поездки в медицинские учреждения своим подопечным предоставляют в городских социальных центрах "Вдохновение", "Пенаты", "Родник". Омичи могут обращаться туда за помощью. Также социальное такси работает в Саргатском, Павлоградском, Называевском, Муромцевском и Любинском районах.

    Тем временем

    В последнее время полюбившие комфортабельный и дешевый транспорт горожане научились хитрить. Вызывают такси якобы для поездки в поликлинику, а сами норовят съездить в гости на другой конец города a на концерт. Был случай, когда к машине вышло все семейство клиентки с лопатами, граблями и рассадой. Бабушка намеревалась добраться с ветерком до загородной дачи.

    Поделиться