Сегодня в кабинете министров рыбный день. Главе Госкомрыболовства Андрею Крайнему, правда, даже не придется убеждать правительство в том, что рыбу надо защищать.
И не только от браконьеров, но и от чужих. Возможно, сегодня страна услышит ответ и на волнующий россиян вопрос: будет ли введена госмонополия на оборот черной икры.
Не исключено, что в ближайшее время появится закон, направленный на защиту осетровых. Но раскрывать тайну о том, предусматривает ли он введение госмонополии на оборот черной икры, фактически рекомендованной еще полгода назад, в правительстве не спешат. "Закон будет направлен в первую очередь на воспроизведение поголовья осетровых в естественной среде обитания", - заметил правительственный источник "РГ". Правительство, по его словам, уже заложило основу для искоренения основной угрозы поголовья осетровых - браконьерства, введя запрет на реализацию конфискованной черной икры, который фактически "был механизмом легализации браконьерского улова". Сейчас, считает правительственный источник, большинство браконьеров лишились стимула добывать черную икру. Впрочем, возможности покупать черную икру на российском рынке, как известно, простые россияне лишились уже давно.
Рыбное дело, которое сегодня рассмотрит правительство, накануне несколько омрачили рыбаки. Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморского края обратилась к премьеру с просьбой упростить пограничный контроль для судов, ведущих прибрежный промысел. Аргументация такова: рыбопромышленные предприятия края терпят значительные убытки из-за того, что рыбацкие суда для прохождения пограничного контроля должны следовать в порты. Таково было постановление правительства. В сентябре кабинет министров распорядился, чтобы суда при выходе на промысел и возвращаясь из него с уловом следовали в морской порт и проходили там пограничные проверки. Только после этого они могли направляться к рыбоперерабатывающим заводам для сдачи улова. В общем, хотели как лучше, а получилось как всегда. "Длительные переходы до порта для оформления отхода-прихода судов оборачиваются гибелью улова из-за нарушения сроков годности рыбы, а также приводят к финансовым потерям,.. что приводит к убыточности прибрежного промысла".
Правительство предложит рыбакам единый упрощенный порядок оформления рыболовецких судов, заходящих в российские порты. "Возможно, что будет введен в части ряда формальностей уведомительный, а не разрешительный, как сейчас, порядок оформления", - сказал правительственный источник "РГ". Проект такого постановления может быть подготовлен в кратчайшие сроки. Кроме того, "сейчас на одно судно приходится около 20 проверяющих из федеральных и региональных органов, а время проверки занимает иногда несколько дней, оно должно сократиться до нескольких часов, максимум - половины дня", - заметил источник.
На самом деле свои претензии рыбаки могут перечислять бесконечно. Только бы спросили. Среди них, как выяснилось, и моральное давление... от норвежцев. О том, что в спорных территориальных водах наши суда нередко арестовывают в отсутствие аналога советского военного флота, рыбаки уже жаловались первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву. Тогда же он и решил, что бояться им нас, может, и не стоит, "а вот уважать надо бы". А сделать это мог бы возрожденный Военно-морской флот.
Впрочем, как защитить свою рыбу, правительство решало еще пять лет назад. Рыбный вопрос всегда был как кость в горле. Госкомрыболовство, занимающееся этим вопросом, то возрождали, то распускали. Однако концепцию развития рыбохозяйственной отрасли до 2020 года все же приняли. Сегодня правительство внесет изменения в документ, предусмотрев в нем меры по увеличению добычи водных биоресурсов (с 3,2 миллиона тонн до 5,5 миллиона к 2015 году), среднедушевого потребления рыбной продукции (с нынешних 12,6 килограмма до 23 килограммов в год) и доли производства переработанных товаров в этой сфере (с 50% до более чем 80% от общего объема производства рыбной продукции). Также предусмотрены меры по увеличению уровня использования допустимого улова на 20%. Цена вопроса повышения эффективности рыбохозяйственного комплекса с 2009 по 2013 год - около 30 миллиардов рублей из федерального бюджета. Предполагается, что примерно такую же сумму составят и внебюджетные расходы. Меры по повышению эффективности данной отрасли предусматривают софинансирование из бюджетных и внебюджетных источников, однако правительство пока не решило, будут ли эти меры оформлены в виде федеральной целевой программы (ФЦП), либо будет предусмотрено участие в развитии отрасли институтов развития.
Сегодня же Крайний покается в том, что ряд мероприятий концепции так и не был выполнен. В частности, меры по повышению объемов продажи водных биоресурсов на внутреннем рынке, конкурентоспособности отрасли, по возрождению экспедиционного промысла в открытой части Мирового океана, по ускорению развития прибрежного рыболовства.
Не обойдется и без традиционной просьбы: увеличить финансирование. Крайний попросит на науку, исследующую морские биоресурсы. Сегодня на эти цели бюджет выделяет лишь 1 миллиард рублей, поэтому к этой сумме глава Госкомрыболовства предложит прибавить от 3 до 5,5 млрд рублей в год. Эти средства предполагается направить на возобновление экспедиционного научного промысла в Мировом океане. Вместе с увеличением финансирования научного рыбопромыслового флота правительство планирует сократить квоты на добычу биоресурсов. А сокращение рыбного импорта, увеличение объемов береговой переработки рыбы в предложениях Госкомрыболовства и вовсе обозначено как социальная ответственность крупного бизнеса.