27 января 1945 года Советской армией был освобожден лагерь смерти Освенцим. Теперь этот трагический и светлый день отмечается во всем мире как Международный день памяти жертв Холокоста. В этом году впервые во всех школах Москвы пройдут уроки, посвященные этой дате.
Это будет трудный разговор о разных сторонах человеческой натуры: о высоте и низости, жестокости и жертвенности. В Израиле такие уроки обычно проходят в величественном музейно-образовательном комплексе "Яд Вашем", крыльями каменной птицы нависшем над Иерусалимом. Здесь группы солдат и солдаток-новобранцев, учителей, журналистов, туристов из разных стран мира (особенно много немцев) изучают историю величайшей трагедии прошлого века, унесшей 6 миллионов человек одной национальности - Холокоста. Сухие строки статистики обрастают жизнью, если видишь перед собой воссозданный с дотошностью художника, потерявшего близкого человека, "кусочек" Варшавского гетто: с трамвайными путями, брошенными детскими вещами, атрибутикой жизни мирной еврейской улицы. Или идешь по Аллее праведников, засаженной оливковыми деревьями, и читаешь таблички, например, "Оскар Шиндлер". Тот самый ловелас и женолюб, член нацистской партии и успешный промышленник, кому посвящен знаменитый фильм Спилберга "Список Шиндлера", спас почти 1100 евреев, предоставив им работу на своих заводах в Польше и Чехии.
Поиском таких людей, в "Яд Вашеме" их называют праведниками, занимается целый отдел. Знакомство с Катей Гусаровой, его молодым и энергичным сотрудником, - одно из самых интересных за время командировки. Государство Израиль, говорит она, считает своим долгом почитание тех, кто приходил на помощь евреям в обстановке нацистских зверств.
- Лицам, удостоенным звания Праведника народов мира, - рассказывает Катя, - вручается почетный диплом, именная медаль, их имена гравируются на стене почета в здании "Яд Вашема". До конца 1980-х годов им также предоставлялось право посадки именного дерева в Аллее праведников. Посажено свыше двух тысяч деревьев. С 1963 года по январь 2007-го звание Праведника народов мира было присвоено 21 758 гражданам 43 стран.
- Мало? - удивляется Катя моему вопросу. - Хотя и странно говорить о каких-то "критериях праведности", все же объясню. Звание получает нееврей, который рисковал своей жизнью в условиях немецкой оккупации, спасая евреев: пряча у себя дома, помогая уйти от полиции. Второе условие: нужно письменное или устное, записанное на видео свидетельство самого спасенного или его родственников. И третье: праведник не должен быть родственником спасенного.
Условий много и, к сожалению, не всегда они выполнимы: свидетелей трагедий уже почти не осталось.
Больше всего праведников было:
Польша - 6004 человека
Нидерланды - 4767
Франция - 2740
Украина - 2185
Бельгия - 1443
Белоруссия - 576
Россия - 124
По мнению Гусаровой, 124 праведника на территории России - это следствие закрытости СССР: документы стали поступать в "Яд Вашем" только с 1991 года.
Медаль праведника, на которой выгравировано "От благодарного еврейского народа", имеет статус государственной награды Израиля. Кроме того, около пятидесяти обладателей этого звания получили вид на жительство в еврейском государстве.
Впрочем, признала госпожа Гусарова, встречаются в их работе и фальсификации. Чаще всего сюжеты похожи:
- Признали праведником немецкого пастора, который спас немало народа во время войны. А недавно мы посетили его могилу и увидели на памятнике большой магендовид. Пастор оказался крещеным евреем. Пришлось звания лишить.
Удивительна история получившего звание праведника Семпо Сугихара (Чемуко), который в 1940 году работал генеральным консулом Японии в Каунасе. В августе к нему обратились с просьбой предоставить транзитные визы еврейским беженцам из Польши. И он их выдал, несмотря на то, что японское правительство было против. Согласно плану еврейские беженцы из Польши должны были добраться через Советский Союз и Японию до острова Кюрасао, куда не требовалась виза. Консул спас около 3,5 тысячи человек. После войны Чемуко женился на русской и отдал старшего сына в еврейский университет.
Впрочем, ищут по всему миру не только праведников. На лекциях в "Яд Вашеме" мне удалось познакомиться с легендарным "охотником на нацистов" - руководителем Центра Симона Визенталя Эфраимом Зуровым. Его ведомство ищет и предает суду оставшихся в живых нацистских преступников.
В День Холокоста в Израиле будет опубликован отчет "Всемирный розыск преступников" за минувший год. Подробную информацию о том, какие нацисты сейчас на прицеле у "охотников", можно посмотреть по адресу: www.operationlastchance.org. К слову, за "голову" нациста там предлагают награду - почти полмиллиона долларов.
Одна из главных целей Центра Визенталя - найти и осудить "доктора смерть" Алиберта Хаима, который работал врачом в Маутхаузене и собственноручно закачивал керосин в легкие узников лагеря.
По данным Зурова, за период с первого апреля 2006 года по 31 марта 2007-го был осужден 21 нацистский преступник. Идет 1019 следственных процессов.
- Судебная система некоторых стран, - говорит доктор Зуров, - не позволяет привлечь нациста к уголовной ответственности за военные преступления. Такая ситуация, к примеру, в США и Канаде. Там привлекают за нарушение вьезда в страну, к примеру, за дачу лживых ответов на вопрос, участвовал ли в борьбе против союзнических войск. Однако за ложь дают гораздо меньший срок, чем за массовые убийства. Тем не менее только в 2007 году в США по этой статье осуждены 69 человек. Единственный случай, когда из США был депортирован военный преступник, произошел в 80-х годах прошлого века. Тогда СССР отдали охранника Треблинки Федоренко, который был казнен в 1983 году. В Канаде до недавнего времени принимали в качестве оправдательного мотива слова: "Я выполнял приказ!"
Доктор Зуров не понимает тех, кто склонен простить "больным старым людям".
- Время не преуменьшает вины палачей, - говорит он. - И в 90 лет есть достойные, а есть и недостойные люди. Их жертвы должны быть отомщены. Мало того, за 27 лет моей работы ни один из бывших нацистов не раскаялся. Харри Мяннил - самый богатый ныне живущий эстонец - обосновался в Венесуэле. В 1941-42 году он служил в эстонской полиции и участвовал в допросах. Сейчас весьма респектабельный гражданин, жертвует массу денег на культуру. В Эстонии его судить не хотят, но мы его "достанем": найдем способ не пускать в США, так же как до этого его "выкинули" из Коста-Рики.