Шестнадцать высокопоставленных офицеров ВВС Польши и четыре члена экипажа погибли в авиакатастрофе.
Военно-транспортный самолет "Каса" C-295 перевозил из Варшавы на место службы офицеров - участников конференции по безопасности полетов. Но до конечного пункта назначения в Мирославце лайнер не долетел. По словам опытного пилота генерала Влодзимежа Усарека, который покинул борт по пути, ничто не предвещало трагедии. Все системы самолета работали в штатном режиме. Причем число жертв могло быть и больше. Однако на промежуточных посадках борт покинули несколько военных из числа высшего офицерского состава ВВС.
Среди погибших - командующий первой бригадой тактической авиации, бригадный генерал Анджей Анджеевский и командующий базой ВВС в Мирославце полковник Ежи Пилат.
На момент подписания номера "РГ" в печать "черный ящик" с самолета, который может пролить свет на причины катастрофы, найден не был. Эксперты выдвигают несколько основных версий - плохая погода, техническая неполадка и ошибка экипажа.
На место катастрофы сразу прибыл премьер Польши Дональд Туск. Он обещал, что причины трагедии будут установлены, а семьям погибших авиаторов окажут серьезную помощь. Это на сегодня главная задача государства, заявил Туск журналистам. Беда, обрушившаяся на Польшу, вынудила и президента Леха Качиньского прервать визит в Хорватию.
Как сообщает польская печать, эта катастрофа стала самой значительной по числу жертв в военной авиации Польши за последние 35 лет. В стране объявлен общенациональный траур. Командование польских ВВС запретило все полеты транспортников "Каса" вплоть до выяснения причин катастрофы.
Возможной причиной катастрофы стала изношенность узлов и агрегатов из-за чрезмерной эксплуатации. С таким предположением выступила влиятельная польская газета "Речь Посполита".
Справка "РГ"
Военно-транспортный самолет Casa C-295 выпускается крупнейшей европейской аэрокосмической и оборонной группой EADS-CASA. Производство самолета налажено в Испании. С-295 многоцелевой транспортный самолет. Он рассчитан на перевозку 70 пассажиров или 49 военнослужащих в полном боевом снаряжении. Грузоподъемность этой машины - 9,5 тонны, дальность полета - 4500 километров. Отличительной чертой данной модели, по заверениям производителей самолета, является низкая стоимость его эксплуатации по сравнению со своими аналогами - в среднем одна поломка на 400 часов полета. Польша закупила в 2003 году 10 средних транспортных самолетов этого типа. Cамолеты С-295 приобрели ВВС шести стран: Испании, Польши, Иордании, Алжира, Бразилии и Португалии.
Крупнейшие авиакатастрофы при транспортировке военнослужащих, произошедшие за последнее время в условиях мирного времени:
l В январе 2006 года в Венгрии потерпел авиакатастрофу самолет ВВС Словакии Ан-24, на борту которого находились 43 человека. Один человек выжил.
l В марте 2004 самолет ВВС США разбился в штате Невада. В результате катастрофы 5 человек погибли.
l В феврале 2003 года в горных районах на северо-западной границе Пакистана с Афганистаном разбился самолет, на борту которого находился начальник генштаба ВВС Пакистана Мушаф Али Мир. Вместе с ним погибли 17 офицеров ВВС.
l В мае 2003 года в Турции потерпел катастрофу самолет Як-42 украинской авиакомпании, арендованный министерством обороны Испании для транспортировки своих военнослужащих из Афганистана на родину. Все 62 испанских миротворца и 13 членов экипажа погибли.
l В январе 2002 года в Анголе потерпел аварию самолет местных ВВС, число погибших военных составило более 30 человек.