25.01.2008 06:15
    Поделиться

    Виктор Зубков поручил правительству разработать новый план по борьбе с инфляцией к 31 января

    На первое был рост цен, а рыба - на второе

    Безумное количество инстанций, проверяющих рыбопромысловые суда, и рыбакам, и премьер-министру Виктору Зубкову как кость в горле.

    Именно поэтому вчера в правительстве был рыбный день. Ведь Зубков уже успел поставить неутешительный диагноз: отрасль серьезно запущена. Но рыба была на второе. На первое - рост цен.

    Усмирением растущей инфляции в стране теперь займется группа специального назначения. Правительство вчера, наконец, определилось: бороться с ростом цен бесполезно, поэтому инфляцию теперь будут регулировать. Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин вновь возьмет это дело в свои руки.

    В прошлом кабинете министров Герман Греф и Алексей Кудрин постоянно спорили, кто в стране ответственный за инфляцию. Тем временем инфляция не обращала внимания на министров и тихо ползла вверх. Оппонент Кудрина хоть и сменился, но спор не утих: Набиуллина пишет свой план борьбы с инфляцией, а Кудрин - свой. И хотя прошедшее у Виктора Зубкова антиинфляционное совещание так ничем и не закончилось, премьер понял одно: "материалы, представленные минфином и минэкономразвития, не в полной мере отвечают задачам регулирования инфляционных процессов и нуждаются в доработке". Но, похоже, чаша весов склонилась все же в пользу главного финансиста, предлагавшего не продолжать бесполезную борьбу с ростом цен, а регулировать инфляцию. Именно поэтому по итогам совещания и было принято решение создать "специальную рабочую группу", в которой у Кудрина будет два заместителя - министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Этой группе предстоит пересмотреть написанные минэкономразвитием меры по борьбе с инфляцией из 24 пунктов, которые в основном сводятся к идее снижения темпов роста цен на продовольственные товары, совершенствованию инфраструктуры торговли и комплексному плану развития ярмарок выходного дня.

    К 31 января Зубков хочет получить от своих подчиненных программу "конкретных мер, направленных на регулирование инфляционных процессов, в том числе с эффективными рыночными механизмами стабилизации цен".

    Как известно, предыдущие попытки главного финансиста в борьбе с инфляцией оканчивались неудачами. Предупреждения об ослаблении финансовой политики, исходящие от Кудрина, оставались лишь разговорами, социальные обязательства государство лишь увеличивало. Да и сейчас вице-премьер предупреждает, что в этом году рост цен будет находиться под влиянием увеличения денежного предложения и... ослабления бюджетной политики. И вряд ли правительству помогут какие-либо соглашения о замораживании цен, окончание которого 1 февраля, скорее всего вновь прибавит лишние процентные пункты. Инфляционная картина серьезно подпортила фон новому кабинету министров. Бороться с ростом цен не удается. Оптимистично обещать уложиться в заданные параметры, как это делал Греф, уже не получается. Да и Эльвира Набиуллина предпочитает говорить о проблеме открыто и предупреждает, что инфляция в январе может оказаться даже несколько выше, чем в прошлом году, - не 1,7 процента, а 1,9. И тогда даже обещание "постоянно отслеживать ситуацию на потребительском рынке, особенно в сегменте цен на социально значимую продукцию", вряд ли позволит "уложить" рост цен в запланированные 8,5 процента.

     В общем, Кудрину и Набиуллиной еще предстоит разобраться в причинах роста цен, оставив за скобками импорт инфляции на продовольствие. А через неделю страна узнает, вырастут ли 1 февраля цены в очередной раз.

     На самом деле премьер вчера боролся не только с инфляцией, но и с чиновниками. Безумное количество инстанций, проверяющих рыбопромысловые суда, и рыбакам, и премьеру, как кость в горле.

    - Сегодняшние процедуры просто парадоксальны, - возмущался Зубков. - На одно судно приходится более 20 проверяющих, которые, как правило, не ценят ни свое, ни чужое время.

    Но вчера для проверяющих наступил час Х. Зубков предложил перейти от разрешительной системы оформления российских рыбопромысловых судов и грузов в портах к уведомительной. "Надо сократить количество инстанций в 4-5 раз, чтобы моряки могли спокойно заходить в порт, сдавать свой груз и не ждать сутками, когда к ним придут чиновники", - недовольно бросил Зубков. Впрочем, все поручения, которые могли бы переломить ситуацию в отрасли, правительством уже были даны, в том числе и первым заместителем председателя правительства Дмитрием Медведевым во время поездки в Мурманск. "Они затрагивают разрешение вопросов международного сотрудничества в сфере рыболовства, комплекс мер по привлечению и закреплению в отрасли молодых квалифицированных специалистов, решение социальных проблем работников отрасли, а также поручение о принятии единого упрощенного регламента оформления наших рыбопромысловых судов и грузов в российских портах", - пояснил премьер.

    Правда, как оказалось, в правительстве недостаточно недавно созданного Госкомрыболовства, поэтому в ближайшее время появится еще и правительственная комиссия по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, которую возглавит скорее всего вице-премьер Сергей Нарышкин. Судя по всему, ему и предстоит навести порядок в российских портах, проанализировать и устранить имеющиеся инфраструктурные и логистические ограничения, укрепить российское присутствие на внешнем рынке, сделать продукцию рыбохозяйственного комплекса конкурентоспособной, а главное - стимулировать социальную ответственность бизнеса.

    - Нужно добиться того, чтобы вся добавленная стоимость при производстве рыбной продукции оставалась на российской территории, - предупредил глава кабинета министров.

    Премьер не стал скрывать, что состояние рыбохозяйственной отрасли вызывает у него беспокойство: "Диагноз неутешительный. Отрасль серьезно запущена". Среди нерешенных проблем, накопившихся за последние годы, и высокий уровень износа технических средств, и сырьевая направленность экспорта. Впрочем, глава Госкомрыболовства Андрей Крайний, получивший отрасль в свое ведение лишь полгода назад, пришел на правительственный ковер с аргументами.

    Проект единого порядка оформления рыбопромысловых судов он обещает подготовить в течение месяца к принятию в виде постановления правительства. А оставить в порту, по его мнению, надо лишь пограничников, таможенников и Россельхознадзор. Хотя сегодня функции ветеринарного контроля в портах осуществляются представителями 5-6 ведомств.

    Госкомрыболовство предлагает отменить так называемые "научные квоты" на вылов рыбы, которые были предоставлены научным организациям из-за проблем с финансированием, или заменить их на прямую поддержку из федерального бюджета.

    В качестве поддержки рыболовецкой области правительство решило субсидировать на две трети (8% из 12) процентную ставку по кредитам на строительство и модернизацию судов и рыбоперерабатывающих мощностей.

    Поскольку Крайний ответит не только за рыбу, но и за черную икру, то уже в этом году в парламент будет внесен законопроект пятилетней давности об осетровых. И в стране появится еще одна госмонополия. Правда, глава Госкомрыболовства пытался убедить, что это лишь элементы госмонополии. Как известно, в настоящее время промышленный вылов осетровых запрещен, и в ближайшие годы он разрешен не будет. Поэтому в проекте закона упоминается госрегулирование всех процессов выращивания, переработки и оборота осетровых. "Это не означает, что частному бизнесу не будет места", - заметил Крайний. Но государство будет строго контролировать все процессы, связанные с осетровыми, но обещает не вмешиваться в хозяйственную деятельность частников и влиять на ценовую политику. При этом Крайний приводил в пример другие страны, где очень жестко борются с браконьерством в отношении осетровых. Например, Иран, который практикует смертную казнь за браконьерство. Он, конечно, смертную казнь вводить не предлагает, но считает, что принятое решение правительства об уничтожении конфиската - браконьерским образом добытой черной икры - было правильным и привело к тому, что бизнес заинтересовался возможностью строительства заводов по разведению осетровых.

    - У нас колоссальный потенциал водных биоресурсов, - убеждал вчера своих коллег глава Госкомрыболовства. - Хватит пальцев одной руки, чтобы посчитать, что у нас не водится, причем это касается продукции для очень обеспеченных потребителей. Однако из-за кризиса отрасли Россия постепенно отдает свой рыбный рынок.

    Так, в целом по стране объем импортной рыбной продукции составляет 33%, а в Москве - 60%. И хотя рыбный день в правительстве закончился, кабинет министров посчитал, что сделал все возможное, чтобы рыба не гнила с головы, а появилась на столе каждого россиянина по приемлемым ценам в разнообразном ассортименте. Впрочем, оценить усилия кабинета министров в рыбный день российский потребитель сможет тогда, когда на душу населения будет приходиться 23 килограмма рыбы отечественного производства в год.

    Поделиться