Парламентская ассамблея Совета Европы отказалась признать Косово субъектом международного права. Ее депутаты на этой неделе приняли резолюцию, отвергающую требования включить в нее пункт о признании независимости сербского края. Завершились безрезультатно и консультации в Совете Безопасности ООН. "Мы не пропустим через Совет Безопасности ООН никаких решений, связанных с признанием независимости Косово, - сказал глава Комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев. Он отметил, что "с каждым днем возрастает вероятность одностороннего провозглашения независимости Косово..." Что ж, если дело дойдет до этого... Российская позиция известна: решение по Косово должно быть прецедентным. Борис Грызлов сообщил, что в таком случае Госдума может рассмотреть вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии, причем уже в январе.
Да, косовский прецедент, если он будет создан, способен перевести вопрос о признании Россией Абхазии и Южной Осетии из области дискуссий в практическое русло. В течение 15 лет эти квазигосударства, провозгласив себя суверенными, всячески пестуют свою независимость. И все это время просят Россию признать их. Южная Осетия направила в Москву уже более двух десятков документов с просьбой о признании. Руководство этой республики проявляет нетерпение, не желая дождаться хотя бы решения по Косово. "Мы не считаем, что Южная Осетия зависит от решения проблемы Косово, - говорит министр иностранных дел Южной Осетии Мурат Джиоев. - Ситуация здесь и там разная. Южная Осетия самоопределилась в ходе распада СССР, она не выходила из состава уже независимой Грузии... Южные осетины хотят быть независимыми. За это высказались 99 процентов жителей региона. И теперь руководство Южной Осетии должно реализовать этот наказ народа. Наша цель - добиться международного признания". Устремления Абхазии простираются еще шире. Она просит принять ее в состав Российской Федерации в качестве ассоциированного члена. Это значит таможенный и оборонный союз, единая валюта, единое гражданство, но одновременно - самостоятельность во внутренней и внешней политике.
В этой риторике власти самопровозглашенных государств похожи друг на друга. Особенно когда ссылаются на результаты проведенных там референдумов. Ну еще бы! Количество голосов, поданных за независимость, просто зашкаливает. Правда, сама направленность вопросов, содержавших в себе подсказку, исключала иное волеизъявление. А ставить такие вопросы приднестровские, абхазские и южноосетинские власти могли без малейшего риска - массовые настроения им хорошо известны. В конце концов это фундаментальное свойство прямой демократии, практикуемой постсоветскими режимами: референдум может состояться только в единственном случае - если его инициирует власть. И только при гарантированном обеспечении нужных ей ответов.
А что же Москва? При очевидной расположенности к этим новообразованиям она проявляет сдержанность в официальных высказываниях. Чаще - просто хранит молчание. Но долго ли еще Москве придется держать паузу? Или косовский прецедент (а он вот-вот случится) добавит ей решительности хотя бы в постановке вопроса о международном признании сепаратистских режимов на постсоветском пространстве?
Россия в трудном положении. Бросить своих друзей и союзников на произвол судьбы она не может, официально признать - тоже нет, это вызвало бы протест мирового сообщества и обвинения в поддержке сепаратистских режимов. Что же делать? Можно понять моральные соображения тех, кто призывает немедленно признать Абхазию и Южную Осетию. Обе республики не имеют нормального экономического развития. Маются в условиях политической неопределенности. Находятся под дамокловым мечом военной агрессии со стороны Грузии. В тяжелом моральном положении находятся и российские власти. Они испытывают искреннюю симпатию к народам этих республик, оказывают им всяческую поддержку, но не могут последовать призыву Юрия Лужкова, заявившему недавно, что Абхазию и Южную Осетию надо немедленно признать. Почему не могут? Потому что Россия не хочет предстать покровительницей мирового сепаратизма. Она, если верить официальным заявлениям, намерена оставаться твердой сторонницей норм международного права. Владимир Путин постоянно подчеркивает: нельзя ввергать мир в пучину международных конфликтов из-за чьих-то геополитических интересов. А подобное может произойти, если кто-то в одностороннем порядке признает Косово. То же самое неминуемо, если Россия в одностороннем порядке признает Южную Осетию и Абхазию. Чтобы их признало международное сообщество - на это Совбез ООН сегодня согласия не даст. А игнорировать его решение Россия не может себе позволить. Ведь именно она всегда выступала за усиление роли ООН. Под влиянием российской позиции многие европейские страны тоже заявили: нет, разрушителями норм международного права мы не будем. То есть на этом направлении Россия набрала серьезные очки. Зачем же ей терять их?
Конечно, в мире стало возможным провозглашать независимость стран, наплевав на решения Совбеза ООН. Что ж, если будет создан косовский прецедент, Россия получит возможность выстраивать глобальную коалицию из тех стран, которые почувствуют себя незащищенными в таком мире. А вот одностороннее признание Абхазии и Южной Осетии, наоборот, загонит Россию в изоляцию. Против нее начнут выстраивать коалицию страны, для которых нормы международного права святы и незыблемы.
Словом, России не надо спешить. "Требуется пауза, сопровождаемая дипломатической активностью и формированием коалиции в поддержку Абхазии и Южной Осетии", - считает сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин. - Когда станет окончательно ясно, что одностороннее признание Косово ведет к горячему конфликту на Балканах, Москва будет вправе воскликнуть: предупреждали же! И только после этого можно будет сказать: давайте запускать универсальный механизм решения проблемы непризнанных государств". А пока России придется воздержаться от активных действий. Признай Россия независимость хотя бы одной из мятежных республик, - тотчас начнется цепная реакция. Восстанет Нагорный Карабах. Еще острее пойдет разговор о создании независимого Курдистана. Поднимется масса народностей в районе Каспия. Не говоря уж о том, что начнется тогда у ближних российских границ - в странах СНГ. Такого же статуса категорически потребует Приднестровье. Армения почувствует себя вправе добиваться признания Нагорно-Карабахской Республики. А там и Крым, глядишь, впадет в сепаратистскую горячку. В конце концов может дойти до того, что оскорбленные таким поворотом событий Грузия, Молдавия, Азербайджан, Украина, отношения с которыми и сейчас небезоблачны, в ответном порыве станут требовать от России признать независимость Чечни.
В общем, при всех своих моральных обязательствах максимум, что пока может делать Россия для Абхазии и Южной Осетии, это оказывать им поддержку и стараться обеспечить международную озабоченность их судьбой.