Педагоги Свердловской области предлагают собственные оригинальные подходы к обучению и воспитанию школьников.
Члены региональной организации Всероссийского педагогического собрания (ВПС) не первый раз обсуждают проблемы реализации приоритетного национального проекта "Образование". Однако теперь - куда более критично. Это вполне объяснимо: они входят в число непосредственных исполнителей нацпроекта и знают не понаслышке о расхождении между задачами и реальными условиями их выполнения.
Инновационная экономика, курс на которую берет страна, требует инновационного образования, полагают учителя. Но учебный процесс обставлен таким количеством инструкций, что не дает педагогам проявить талант и отбивает всякую охоту к проявлению самостоятельности и внедрению неординарных обучающих технологий. Получается, что, с одной стороны, государство хочет видеть выпускников школ развитыми, самостоятельными, активными гражданами, а с другой - запрещает всякую "самодеятельность" в образовании. Учителя с таким противоречием не согласны и говорят: поскольку за будущих граждан страны главный спрос с нас, мы и предлагаем, что и как надо делать.
Правда, для этого понадобится помощь педагогической науки.
- Инновационные проекты в образовании, на мой взгляд, находятся на уровне рационализаторских предложений, - заявил Анатолий Загорюев, руководитель комиссии по образованию Центра общественных связей Свердловской области. - Нам крайне необходимы фундаментальные исследования в этой области, а их сегодня нет. Инициировать такую работу может власть, значит, надо ей подсказать, в каком направлении двигаться.
Еще один аспект проблемы - жуткая загруженность учителя при весьма скромном материальном стимулировании. Но если придать педагогам статус госслужащих, многое изменилось бы в лучшую сторону, уверены представители Свердловской региональной организации ВПС. Тем самым преподавателю делегируются полномочия по воспитанию молодого поколения, он получает надежную социальную защищенность, устраняются многие препоны при реализации нацпроекта "Образование".
Кстати, педагоги не согласны с ситуацией, когда лишь только они несут бремя ответственности за личностное формирование учеников. В ряде регионов, в том числе на Среднем Урале, в некоторых школах созданы так называемые управляющие советы. В их составе представители педагогической, родительской общественности, шефы, спонсоры. Всем миром они строят планы, реализуют их, устраняют проблемы, воспитывают в школьниках самостоятельность и чувство ответственности, эффективно используют родительский "ресурс". Как показала практика, результаты деятельности управляющих советов превзошли ожидания: повысилась успеваемость и дисциплина, ребята почувствовали себя равноправными партнерами в общем деле, а родители заинтересовались тем, что происходит в стенах школы. Одним словом, явление очень полезное, но "самодеятельное" - пестуемое отдельными директорами на собственный страх и риск, а по мнению членов ВПС, со Среднего Урала оно должно быть распространено по всем российским регионам.
В целом необходим закон, где четко были бы расписаны права и обязанности работников сферы образования, их статус, принципы взаимоотношений между всеми сторонами образовательного процесса. Свои предложения уральские педагоги намерены озвучить на предстоящем съезде ВПС в Москве и представить их в Министерство образования и администрацию президента РФ.