Анимационный фильм Александра Петрова "Моя любовь" поборется за "Оскара"

В шуме схватки гигантов - спорящих за "Оскара" присяжных заседателей из фильма Никиты Михалкова "12" и Чингисхана из блокбастера Сергея Бодрова "Монгол" потерялся скромный лирический герой 26-минутного анимационного фильма ярославского мастера Александра Петрова "Моя любовь". Эта картина тоже попала в пятерку номинантов "Оскара" - в категории короткометражной анимации.

Таким образом, перед нами первый случай в истории премий Американской киноакадемии, когда в списке сражающихся за золотую статуэтку - сразу три русских имени. Есть даже и четвертое: в той же номинации коротких мультиков наличествует фильм "Петя и Волк" режиссера Сьюзи Темплтон - экранизация музыкальной сказки Сергея Прокофьева. Но в данном случае русский гений играет на польско-английском поле.

Полномочный представитель нашей анимации на "Оскаре" Александр Петров номинировался уже четыре раза: с фильмами "Корова", "Русалка" и "Старик и море" - эта экранизация повести Хемингуэя в 1999 году была увенчана Академической премией. Новый фильм мастера создан на основе романа Ивана Шмелева "История любовная", и это изумительно нежный рассказ о первых робких переживаниях влюбленной юношеской души. Действие картины происходит в конце XIX века, и романтический юноша - шестнадцатилетний гимназист Антон - разрывается между нахлынувшими чувствами сразу к двум девушкам. Но пересказывать анимацию - что пытаться изложить сюжеты живописи: бесполезно. Картину надо смотреть, но как раз это пока осуществить трудно: места для анимации, да еще короткометражной, в нашем сегодняшнем прокате нет. Поэтому в России мало кто видел и "оскароносную" ленту Петрова "Старик и море", хотя она уже вошла в историю кино, а премия, полученная в Америке, побудила ярославские власти обратить внимание на художника и помочь ему оборудовать свою студию. Фильмы Петрова выполнены в редкой, им изобретенной, удивительно выразительной технике рисунка пальцем про стеклу. Восхищаясь живописью фильма, западные рецензенты сравнивают ее с работами Моне и Тернера.

Начало 2008 года вообще характеризуется непривычно активным рывком наших картин на мировые конкурсы и фестивали. Кроме беспрецедентного по числу российских участников предстоящего "Оскара", свои экраны для наших лент уже предоставили фестиваль независимого кино в американском городе Санденсе и Международный кинофестиваль в Берлине.

В конкурсе Санденса - еще одна "Русалка", на этот раз игровая и полнометражная. Это вторая работа молодого режиссера Анны Меликян, которая очень успешно стартовала три года назад оригинальным по жанру фильмом-фантасмагорией "Марс". До сих пор почти не известная российским зрителям, эта картина тогда с большим успехом была показана в "Панораме" Берлинского кинофестиваля. Теперь Берлин снова взял в "Панораму" новую ленту Анны Меликян, предоставив ей почетную миссию открыть нынешнюю "Панораму". А пока "Русалка" ждет своей премьеры на американском континенте. Это история девочки из приморского городка, которая в детстве взяла обет молчания, потому что ей не дали учиться балету, а в юности отправилась покорять неоновые джунгли Москвы. Новая картина молодого режиссера изумляет свежестью подхода к современной жизни, уверенным мастерством и полным отсутствием характерных для второй работы комплексов. А исполнение главной роли дебютанткой Марией Шалаевой стало открытием очень интересной и во всех отношениях нестандартной актрисы. Рецензент американского журнала Variety находит в этой истории много общего с французским хитом "Амели", отмечает сильный актерский ансамбль, эмоциональное богатство и визуальное мастерство оператора Олега Кириченко.

Кроме "Русалки", на открывающемся 7 февраля Берлинском международном кинофестивале покажут "Нирвану" - молодежную драму Игоря Волошина, у которой уже сложилась репутация "кино для киберпанков". Фильм пойдет в рамках программы "Форум", посвященной первым работам молодых режиссеров. Удивительным образом фабула снова напоминает "Русалку": совпадает даже нечасто встречающееся в России имя героини - Алиса, имя из детской сказки. И это опять история девушки из русской провинции, которая решает круто изменить свою жизнь и бежит от серой рутины к огням и соблазнам большого города. Фильм экспрессивен, даже агрессивен по своему ярчайшему "интерфейсу", он обещает представить публике космополитический мир новой России, какой западный зритель еще не видел.

Есть несколько наших картин и в берлинских программах "Поколение" и "Короткий метр": 15-минутная лента Ольги Поповой "В теме", фильмы "Крошечка-хаврошечка" Инги Коржневой, "Куй-горох" Сергея Меринова, "Медвежьи истории" Марины Карповой.

В главном конкурсе Берлинского фестиваля российских картин, увы, снова нет.