26.01.2008 01:10
    Поделиться

    Лондон увидел шедевры коллекций Эрмитажа, Третьяковки, Русского музея и Музея им. Пушкина

    Открывшуюся сегодня выставку картин из России британцы нарекли "художественным блокбастером"

    Сегодня в стенах лондонской Королевской академии искусств открылась долгожданная выставка "Из России: французские и российские шедевры живописи 1870-1925 годов".

    Радости Лондона нет конца. Наконец -то он заполучил беспрецедентную по размаху и уникальности выставку, вопрос, быть или не быть которой, решался в последние месяцы с шекспировского накала страстями. Российская сторона потребовала от британского правительства "абсолютных гарантий" того, что шедевры коллекций Эрмитажа, Третьяковки, Русского музея и Музея им. Пушкина в целости и сохранности вернутся на Родину, избежав ареста и конфискации.

    И тогда Британия пошла на беспрецедентный шаг: приняла новый закон, защищающий иностранные произведения искусства от конфискации, а правительство подписало так называемое комфортное письмо, в котором заверило Россию, что все будет возвращено в целости и сохранности. Наконец, на случай утери или повреждений британцы застраховали российскую коллекцию на сумму в почти 900 млн фунтов стерлингов (около 1 млрд 800 млн долларов).

    И картины приехали. Работы Репина, Левитана, Матисса, Гогена, Сезанна, Малевича, Петрова-Водкина... Более 120 шедевров предстало восхищенному взору зарубежной публики.

    Но только ли восхищенному? Есть среди зрителей и те, кто смотрит на великие полотна из России с ревностью и ностальгией. Потомки прежних, дореволюционных владельцев картин не теряют надежды вернуть семейные реликвии.

    Внук известного русского мецената Сергея Щукина сказал в интервью Би-би-си, что благодаря его деду, а также коллекционеру Ивану Морозову Россия обрела самый большой, впоследствии, увы, ликвидированный музей современного искусства в мире. Сергей Щукин насобирал в свое время коллекцию из 16 картин Гогена, 50 полотен Пикассо и 38 работ Матисса. Жемчужиной дедовой коллекции Андре-Марк Делок-Фуко считает "Танец" Анри Матисса. Внук Щукина уже дважды зарился на эту картину, предпринимая попытки вернуть семейные реликвии через суды. В частности, мсье Делок-Фуко дважды инициировал в 1993-2004 годах в Италии и США арест картин своего деда. Но, по счастью для России, эти иски проиграл.

    Как отмечает Би-би-си, Делок-Фуко сожалеет о том, что его семья, потеряв картины, лишилась огромного состояния. Обозреватель газеты "Таймс" Рейчел Кэмпбелл-Джонс высказывается в пользу реституции, заявляя, что все предметы искусства должны быть возвращены законным владельцам. И что уже потом государственные музеи могут изыскивать средства, чтобы вновь приобретать шедевры в свои коллекции.

    Именно в силу подобных настроений не так-то легко далось России решение везти картины на Альбион. Ареста полотен, принадлежавших до революции Щукину, опасались особенно. Но на чашу весов было положено нечто большее, чем практические соображения. Нечто, именуемое благородным устремлением доброй воли.

    Томас Миттельшутер, представитель компании "Е.ОN", спонсирующей проведение выставки, сказал: "Понятно, что представители одних из самых крупных галерей мира имеют право требовать определенных гарантий на период проведения выставки. Однако сейчас экономические потрясения и какие-то политические проблемы уходят на второй план, это историческое событие, что намного важнее".

    Кто знает, может быть, в историю английского законодательства ускоренно принятый ради нашей выставки закон войдет как "закон Эрмитажа "? А может быть, и нет. Но очевидно, что в непростую историю отношений между нашими странами вписана светлая страница. Страница, доказывающая, что есть нечто превыше политики и превыше любых споров. Может быть, красота и в самом деле спасет мир?

    Поделиться