Случай из ряда вон. Такого в новейшей истории независимой Молдавии еще не было. Гражданин Румынии Михай Конциу, работающий журналистом в молдавской проправительственной газете "Mолдoва суверанэ" , попросил у президента страны Владимира Воронина политического убежища.
Как он утверждает, больше десяти лет он числился агентом Службы внешней разведки Румынии. Командировка в Молдавию перевернула его жизнь. На встречу с корреспондентом "РГ" Конциу согласился без колебаний.
Шпион был подчеркнуто эпатажен. Седые длинные волосы под ковбойской шляпой с лихо загнутыми полями, кожаная безрукавка и даже, кажется, сапоги со шпорами.
Журналист прославился тем, что в разгар скандала между Кишиневом и Бухарестом добавил свою весьма весомую ложку дегтя в спор о том, кто главный на территории бывшей Бессарабии - румыны или молдаване. Конциу написал исповедь-раскаяние о том, как был агентом СВР Румынии и почему не смог дальше заниматься шпионским делом. Он подробно рассказал, как офицеры румынской госбезопасности делили деньги, присылаемые Бухарестом на поддержку идеи объединения, большую толику присваивая себе.
Меньшую же выделяли на подрывную работу молдавской оппозиции и отдельным достаточно известным в Молдавии людям, ориентированным на объединение с Румынией.
К самораскрытию Конциу шел долго. Сначала его донесения стали расходиться с теми, которые слали другие, как он выразился, линейные агенты. Он писал о том, что идея объединения, которую Бухарест щедро подпитывал финансово, вовсе не овладела массами. Лишь небольшая кучка политиков и их сторонников разделяет ее искренне, а большинство просто на ней зарабатывает. "А затем,- пояснил "РГ" Конциу,- я влюбился в Молдавию и ее людей".